воскресенье, 1 мая 2016 г.

Про Ложь

Здравствуй, Алиса.

В нашем сером настоящем есть многое, что наверняка вам будет непонятно и чуждо. Наверняка вы будете трактовать эти особенности нашего времени как-то убедительно для себя и строить на этом исторические выводы о нашем бытии.

Конечно, это право следующих поколений. Мы тоже так делаем, когда громко заявляем, что сто лет тому назад купеческая благотворительность была основана исключительно на человеколюбии и заботе о ближнем своём. Нет, это происходит не всегда от неинформированности. Скорее, от желания верить в сказку, в то, что когда-то были или будут люди, значительно нравственно чище чем мы. Мы желаем верить в правильных купцов, и поэтому не лезем в законодательные акты и уложения, чтоб, не дай бог, не напороться там на упоминания о налоговых льготах для тех, кто занимался благотворительностью сто лет назад.

Вернёмся, впрочем, к нашему времени.



Одной из главных, основных черт бытия второго десятилетия 21 века является ложь. В том времени, в котором я живу - все врут. Ложь настолько проникла во все аспекты нашего существования и стала настолько непременной частью нашего бытия, что со временем мы перестали её замечать. Ложь сегодня, в нашем времени, стала образом жизни и фактически неотъемлемой частью всех её аспектов.

Например, если сравнивать с советскими временами, окружающий нас социум выглядит, как скопище миллионеров. Вы – из вашего прекрасного далёка - наверняка убеждены, что уровень жизни в середине 10-х годов стал неимоверно выше, чем в конце 20-го века. И выводы, которые вы делаете, наверное, основаны, в том числе и на количестве автомобилей, которые сегодня колесят по нашим дорогам. Количество их неимоверно и давно уже превысило пределы, которые рассчитывались советскими застройщиками при планировании дорог. Дело в том, что советские застройщики наивно полагали, что советские граждане будут жить по средствам. Однако всё случилось по-другому. Огромный процент авто, находящихся в собственности населения – это транспорт, взятый в кредит. На самом деле у человека, приобретающего сегодня авто, нет реальной возможности накопить или сразу заработать такое количество денег, чтоб сразу приобрести его в свою собственность. Но есть большое желание пользоваться благами, которые были БЫ доступны, если БЫ он много зарабатывал – в частности – автомобилем.

Поэтому человек врёт сам себе и окружающему социуму о том, что у него много денег. И сам себе верит. Неочищенная реальность состоит в том, что среднестатистический человек в сегодняшней России не имеет такой финансовой возможности, чтоб купить новый автомобиль. То же самое можно сказать и о приобретении квартиры и многих других материальных благ.

Способствуют этому, конечно, банки, ловко занимаясь словотворчеством и потворствуя удовлетворению миллионов эго, и отрывая людей от осознания реального положения вещей.

Финансовый кризис, пронёсшийся по стране в результате олимпиады, аннексии Крыма и нашего участия в войне в Сирии, несколько развеял эту сказку в головах россиянинов. К тому же, в нашем городе этому обрушению песочных замков очень поспособствовали два предыдущих мэра – Боженов и Столяров, практически полностью разворовавшие бюджет со своими подельниками. В результате, в текущем 2016 году во всех бюджетных учреждениях – от федерального ЧК до областного Культуры - были сокращены зарплаты. В одном только здравоохранении зарплаты сокращались дважды на 10 процентов. И вместе с этим выросли цены в магазинах. Буквально вчера я видел банку баклажанной игры почти по 100 рублей, когда полгода назад она стоила вдвое меньше.
Эти сокращения зарплат немного встряхнули людей и вернули их к реальности, дав ясно понять личную кредитоспособность. Многие отказываются от кредитования, нарушая тем самым стабильное положение дел с банковской сфере. Из-за этого банковская политика становится настолько гибкой, что её можно сравнивать уже почти с восточным базаром, чему я тоже стал случайным свидетелем. Сотрудницы сбербанка, обзванивающие потенциальных клиентов, предлагали кредит под 25%. Один из собеседников, кажется, заинтересовался, но такие проценты были для него слишком велики и он предложил взять кредит под 12 % годовых. На следующий день, посовещавшись, банк пошёл ему навстречу и предложил уже не 25%, а 14,5% . Как закончилась эта сделка, я не знаю…

Люди с удовольствием врут себе о своей состоятельности и о том же, с ещё большим удовольствием, врут окружающим. Армяне и Азербайджанцы передвигаются по городу в солидных автомобилях с купленными престижными номерами, проживая при этом в однокомнатных съёмных квартирах, никак не соответствующих своим внутренним убранством позиционирующемуся личному благосостоянию.

Ложь сегодня проникла, как я, кажется, уже сказал, во все сферы жизни, во все структуры и приобрела самые разнообразные обличия. Ложь существует сегодня на всех ступенях социальной лестницы.
Внизу -  это сантехники и автомеханики, которые предлагают заменить детали авто и унитазов, якобы вышедшие из строя, на самом же деле совсем не нуждающиеся в замене, на новые и качественные, тоже таковыми не всегда являющиеся.
Вверху – это главы городов и областей,  отчитывающиеся президенту об успехах возглавляемых территорий. Не то что бы этих успехов и достижений нет. Просто очень трудно эти «открытия» и «свершения» называть успехами и достижениями, особенно если их существование – это нормальное положение вещей.

 Алиса, мне трудно объяснить вам, что значит «веерные отключения света». Мне, наверное, так же трудно объяснить вам, что отсутствие горячей воды в нашем цивилизованном городе в течении двух недель – это абсолютно нормально состояние. Вам, людям будущего, надеюсь, этого не понять. А для нас это незаметная обыденность. Случается у нас это каждый год и не по одному разу. Делается это для того, чтобы электрические и водопроводные сети работали без перебоев.
И вот, наше теперешнее руководство ставит в свою большую заслугу сам факт отсутствия аварий и техногенных коллапсов. То есть, у нас сегодня нормальное и правильное функционирование чего-либо уже есть ДОСТИЖЕНИЕ! Такое впечатление, что у нас идёт война.

Афёры и недобросовестность при строительстве и ремонте объектов – это рядовая и банальная обыденность. Несколько лет назад такое случилось при строительстве музыкального театра, ремонте старого моста,  а теперь мы несколько лет будем наблюдать это при ремонте так называемого Кирикилинского моста. Мои современники были бы несказанно удивлены, если бы ремонт начал и закончил в один сезон и с отличным качеством один и тот же подрядчик, но, увы, в моём времени такое невозможно.

Политика сама по себе сегодня такая деятельность, которая подразумевает ложь в самой своей сути. Тут примеров не счесть. Почти всё, Алиса, что вы можете найти в архивах про наше время – это разной степени ложь. К моему личному сожалению, лгут не только те, кто во власти, но и те, кто в оппозиции. Однако пальма первенства, конечно, за сегодняшним руководством.

С одной стороны – статистической – ложью это назвать нельзя. С другой стороны – фактической – это нельзя назвать ничем другим, как ложью. Например, вот уже как год астраханцы ржут (надо сказать, грустно так ржут) над  докладами нашего губернатора в Москву Путину, о том, что средняя зарплата в области – 25 000 рублей. Эта информация широко освещалась в газетах города и на ТВ. В таком виде, я думаю, она дошла и до вашего светлого времени.  Сравнивая эти «наши» зарплаты с сегодняшними ценами, вы имеете совершенно искажённое представление о действительности.

Если сложить зарплату санитарки в любой муниципальной больнице и зарплату служащего в газпроме чиновника или буровика и разделить её на два – вполне получится в среднем 25 000 рублей, а скорее, и того больше. Фактически же санитарки, уборщицы и прочий персонал в больницах, дет.садах, музеях и прочих казённых учреждениях получает так называемую минимальную заработную плату, которая составляет чуть больше 7000 рублей. И люди при таких зарплатах умудряются не только платить за ЖКХ, но и что-то жрать, и ездить на работу, и – очень часто выплачивать кредиты за детей, которые те набрали, чтоб пустить пыль в глаза себе и окружающим…

Понимаешь ли, в чём дело, Алиса: в наше время, правда, реальность, никому , кроме, пожалуй, КГБ, не интересна. Руководство врет министрам, министры врут главному министру, главный министр – губернатору, губер – президенту, а тот, в свою очередь, убеждает народ в том, что он – народ – живёт очень даже не плохо. А когда вдруг случается экономический кризис – как сейчас – все не понимают, отчего же мы в одночасье вдруг стали так плохо жить?

Или взять, например, информационную сферу, ценность которой все почувствовали с развитием интернета.

Раньше, при советской власти, в прессе широко освещались трудовые свершения всяких БАМов, ТуркСибов, ДнепроГЭСов и Беломоро-Балтийских каналов. Начиналось строительство тихо, и по мере движения вперёд и вверх рапортовали о результатах работы. РЕЗУЛЬТАТАХ!!! Если результаты хорошие – награждали и поощряли. Если плохие и медленные – наказывали и отстраняли руководство и ставили новое. Любой мог приехать и пощупать результаты строительства руками или пройтись по нему ногами. Когда трудовые подвиги подходили к завершению, объект начинал приносить реальный результат: по нему начинали ходить поезда из конца в конец страны, плавать пароходы и баржи там, где раньше рос лес, и проводилось электричество в деревни и сёла, в которых об октябрьской революции-то не все слышали.
Информационная область тогда существовала для того, чтоб в ней отчитывались о результатах труда тысяч человек.

Сегодня инфосфера существует для принципиально другого. В силу того, что сегодня руководство всех уровней – от руководства областей до руководства бригад в нашей стране больно бледной немочью и организационным бессилием, информационная среда используется  для того, чтобы громко освещать только планы, прожекты, желания и начинания. Но всё это преподносится, как достижения и фактически реализованные проекты. Пафос повествования о том, что что-то начали делать такой, словно это дело уже закончено, мост восстановлен, мусороперерабатывающий завод построен, а прилавки уже давно завалены дешёвыми помидорами и кетчупом.
Ещё можно понять, когда информация подаётся ради рекламы и привлечения сторонних участников в качестве спонсоров и рабочих рук, но чаще всего месседж таких информаций звучит как «Смотрите какие мы (они) крутые! Мы (они) смогли это придумать! Начать! Заложить!»

Даже тот факт, что открытие объектов – всяких там молокозаводов и птицефабрик – сопровождается приглашением руководства области, непрозрачно намекает нам, что ещё вилами по воде писано, будет ли это производство успешным и доходным. Главное, осветить широко сам факт открытия этого производства, ибо до реальных результатов ещё как до Китая, и вовсе не обязательно, что они будут. Что часто и случается.

Одно дело, когда открывается там мост, или какой музей, или детский сад – результат трудов становится очевиден буквально на следующий день. Мост не рухнул под автомобилями, экскурсии ходят, дети бесятся на карусельках – значит, всё работает. Совсем другое дело, когда пафосно открывается какой-нибудь заводик.  Хвалы возносят к устроителям завода такие, словно он проработал уже 10 лет и переработал весь мусор в области или дал столько миллионов литров козьего молока, что оно стόит в Астрахани значительно меньше, чем питьевая вода и является национальным  астраханским напитком.

Да, Алиса, теперь у нас главный результат для производств – это не показатели продукции – количество, качество и цена. Теперь главное – факт открытия. Почему? А потому что можно отчитаться в Москву об этом открытии. То, что завод проработает полгода и закроется – это уже не столь важно. О закрывающихся заводах в Москву у нас докладывать не принято.

Ложь стала непременным атрибутом жизни. Обязательным атрибутом. Как говорил главный герой одного наверняка неизвестного тебе сериала: Все люди врут. Газеты, пресс-секретари, руководители, подчинённые. Жизнь на самом деле уныло-однообразно скушна, и таким образом, видимо, люди раскрашивают эту жизнь.

Ещё пример: Муркина жопа. Асфальтовой дороги нет. Загорелся дом. Позвонили пожарным. Общий шухер. Соседи выбежали на улицу, прихватив деньги, документы и домашних  животных. Самые активные пытаются тушить. Пассивные и болезные стоят в стороне в обнимку со скарбом. Наконец, приезжает пожарная машина. Разворачивается. Тушит. Жители в стороне, закопченные и перепачканные, понимают, что дома больше нет.

На следующий день в новостях сообщение: « Бла-бла-бла… потушен пожар… бла-бла… СПАСЕНО 16 ЧЕЛОВЕК». Кем? Когда? Как спасено, если они самостоятельно эвакуировались? Если б они ждали, когда их спасут пожарные, выведут из квартир, то из них никому не остаться в живых!!! Такой полуторатонный шашлык бы случился… Зачем информагентства так пишут? Чей рейтинг они хотят поднять? Свой? МЧС? Всем, кто прочитает заметку, ясно, что это «Спасено» - чистой воды брехня, которая говорится в глаза читателю. Это прибавит доверия? Нет. Тогда зачем???

Именно из-за постоянного вранья либо перестаёшь верить всей поступающей информации, либо принудительно ограждаешь себя от неё. Но ложь – это только одна болезнь современного общества. Про вторую я напишу тебе позднее.