вторник, 1 марта 2016 г.

Немармеладный пост о приюте. Часть 5

У нас в Астрахани, как и везде, масса образовательных учреждений выпускает каждый год толпы менеджеров, администраторов и руководителей. Вот и пускай, в качестве экзамена, они пишут проекты, а затем организовывают бизнес, исходные данные для которого будут такие: отсутствие стартового капитала, ограниченное количество волонтёров со свободным графиком, отсутствие специалистов с опытом работы, отсутствие помещения в черте города, наличие пустого пространства за городом, и самое главное - ХУЕВА ТУЧА собак и кошек.  Задача: организовать бизнес, который в короткий срок начнёт приносить прибыль равную хотя бы половины суммы необходимой приюту в месяц на пропитание.
Победитель понятен: тот кто придумает и запустит наиболее прибыльный бизнес, не попадающий под ст. 231 ч.1 и ст. 228 ч.1 УК РФ. ))

В чём главная суть любого бизнеса? Стать нужным потребителю. В идеале конечно – стать необходимым и незаменимым для потребителя.

Представим, что это будет производство чего-либо. Что надо, чтоб всплыть в окияне бизнеса и оставаться на плаву? Надо предложить товар, который по некоторым параметрам превосходит аналогичные. То есть товар должен быть либо дешевле, чем имеющиеся, либо качественнее, либо не иметь аналогов, но тогда отделу маркетинга нужно будет долго и упорно доказывать обществу, что этот товар ему необходим. Так как с маркетингом в приюте беда, доказывать общественности что- то про новый товар не получится. Следовательно, остаются пункты «Дешевле» и «Качественнее».


Отсутствие квалифицированных работников – во всяком случае, вначале – качественность производимого товара ставит под вопрос. Потом, вполне возможно – когда появится навык – товар сможет соперничать с уже имеющимися на рынке аналогами. Но не сразу.

Остаётся дешевизна. Ща это слово приобрело такой отрицательный смысл. Сочетание «дешёвый товар» заменяют словосочетанием «доступный товар», что вообще-то подмена понятий. Дешёвый товар – это тот, который мало стоит. Доступный – это тот, который легко найти в магазине. Очень часто дешёвый товар трудно найти в магазине.

Поэтому если говорить о бизнесе для приюта, то нужно вести речь о производстве дешёвого товара, из доступного материала, который может изготовлять неквалифицированный рабочий, обладающий минимальными трудовыми навыками. Очень желательно, чтоб это была надомная работа, которую может выполнять человек любого возраста и физического состояния.

Приют должен обеспечить волонтёров сырьём, неофициальной сдельной заработной платой и соответственно рынком сбыта – то есть реализацию товара приют берёт на себя. Товар, разумеется, должен быть прикладным, а не художественно-декоративным, не имеющим срока годности,  и выполненным из доступных (то есть тех, которые можно без труда найти в магазине) материалов.

Товар должен иметь минимальную наценку и по цене соперничать с самыми дешёвыми аналогами, имеющимися в продаже. Реклама самого товара и мест, где он реализуется, должна постоянно фигурировать в социальных сетях и желательно хотя бы изредка в телевизоре. В обязательном порядке нужно указывать отношение товара к приюту.

А теперь главное о товаре и производстве его: Я понятия не имею, что это может быть!

Ибо вариантов тут может быть куча. Можно шить трусы и домашние халатики и летние панамки из сатина или ситца, можно, как американские школьники, печь простейшие печенюшки или чак-чак, можно выпиливать из фанеры разборные переноски для кошек,  можно даже продавать летом на пляже лимонады и газированную воду… и ещё 100500 идей приносящих хоть какой-то маленький доход. Волонтёры у приюта - это в основном народ молодой, а значит дерзкий, и идей могут нагенерировать over дохуя. Главное – начать эти идеи реализовывать, не рассчитывая на сверхприбыли, ибо там, где сверхприбыли ставятся задачей №1 – начинают расти цены, а значит падать конкурентоспособность.

*Сноска: Вряд ли эту писанину прочтут те, кто имеет непосредственное отношение к приюту. Если прочтут – вряд ли поймут и сделают выводы. Я – откровенно говоря на это не рассчитываю.
Просто я уже в течение длительного времени складываю в голове пазлы «что они делают не так» и «что им надо изменить».  Наверное, больше года уже. Да. Больше года. И вот этих «пазлинок» накопилось так много, что сложившиеся фрагменты из головы надо вывести, а то оперативка больно занята – чем я сейчас тут и занимаюсь. Это рассуждалочки «тихо сам с собою». Если их кто-то подслушает – хорошо. Если они пройдут мимо - ну так на большее и не было расчета! )))))))


Приют должен зарабатывать хотя бы какую-то часть денег, идущих на питание. Если когда-нибудь приют выйдет на самоокупаемость – это будет победа! Огромная главная и правильная победа, которая кроме прочего будет носить важный социальный посыл: Сами граждане достаточно сильны, чтобы в инициированных социальных проектах обойтись без помощи власти.

Пока же социальный проект «Собачий приют» живёт подаяньями сердобольных граждан и в тайне надеется, что начнёт спонсироваться государством. Это было бы на первый взгляд, теоретически - правильно, но по личному опыту я знаю, что как только в волонтёрское движение приходит государство с намереньем не столько помочь, сколько заработать себе политические очки – всё идёт через жопу и вопреки логике, а затем и вовсе угасает.

………………………………………………………

Идеология, Маркетинг, PR и прочие информационные посевы.

Сравнив новостные ленты сообществ приюта в социальных сетях, я пришёл к выводу, что наиболее активная жизнь происходит в сообществе, которое ведёт приют во Вконтакте.
Основная публика там женская. Вернее девчачья. ВКонтакт остаётся преимущественно  молодёжной площадкой, поэтому активность там понятна.

Портрет среднестатистического посетителя так же приблизительно ясен. Девушки разного возраста – от 15 до 40, с тонкой душевной организацией, несомненно экзальтированные, истеричного или, как минимум, чрезвычайно эмоционального склада, симпатичны снаружи и социопатичны внутри. Мазохисты – в психологическом, конечно, смысле. Студенты, рабочие, служащие. Много гуманитариев, но попадаются и очень неграмотные.

Что представляет из себя новостная лента:
1)      Объявления о пристрое собак и кошек из приюта.
2)      Объявления о пристрое собак и кошек с улиц.
3)      Сбор средств на адресные операции по стерилизации.
4)      Просьбы о послеоперационных передержках животных.
5)       Объявления о травмированных животных на улице.
6)      Объявления о виденных на улице потеряшках.
7)      Объявления от хозяев о потерявшихся питомцах.
8)      Вопросы по ветеринаркам и оказанию помощи своим питомцам
9)      Объявления о предстоящих сборах средств
10)   Реклама коммерсантов, проводящих акции с отчислениями в пользу приюта.

Вот такие примерно темы, расставленные в порядке убывания частоты. Есть ещё незначительный процент поучительных историй, отчётов об устроенных в добрые руки животных, объявления о мошенниках и вопросы по нужности всякого околостроительного хлама приюту.

Короче – в одной ленте собрано всё. Всё, что как-то относится к теме бесприютных домашних животных. И вот по «творческому подчерку» администраторов сообщества мне понятно, что лексическое значение слова «Систематизация» им или неведомо или чуждо. Впрочем, если подойти  с обрезом  с психологической точки зрения, то ничего удивительного тут нет.
Манера вести новостную ленту наглядно показывает существующий сегодня подход к ведению дел в приюте вообще. Я б назвал это «Хаотичной Истерикой» или «Нервной Паникой». И тут, разумеется, у меня накопилась куча нареканий и многабукф, именно к способу общения с единомышленниками в виртульном пространстве.  Просто пиздец как много нареканий. Я б конечно с удовольствием написал тут, что информационный отдел приюта, как и PR-специалисты – полное гавно. Написал бы, если б не знал, что нет никакого отдела и никаких специалистов. Есть наверное какая-нибудь девочка с планшетом, которая думает, что она бог маркетинга и буквы она печатает быстрее, чем прочие, поэтому и решила, что администрировать сообщество она сможет лучше, чем кто либо.
Напрасно. Хрень какая-то получилась.

Буду учить очевидному.

Сообщество в социальной сети – это та платформа, то окошко, с помощью которого мир может регулярно узнавать о жизни приюта и общаться с такими же сочувствующими единомышленниками. Недаром социальные сети называются «площадкой для общения».

Для того, чтоб работа была систематизирована и упорядочена, надо, чтоб порядок и систематизация была в голове. Если она есть в голове, то натура не сможет терпеть бардака в окружающей среде вокруг себя. Ни в работе приюта, ни в сообществе соц.сети.

Сегодня сообщество приюта в ВК – это некий дайджест новостей, рассчитанный только на то, чтоб новостная лента пополнялась и «жила». Буря эмоций в ленте – это доминанта, и холодный практический, продуманный подход тут рядом не ночевал. Эмоции – главный язык, и поэтому главное, чтоб были перепосты и комментарии. Как конструктивный инструмент взаимодействия, эта площадка создателями не рассматривается вообще. Сообщество во ВК сегодня – это сцена для пламенного и в 99% случаев слезливого монолога перед толпой, публикой если хотите.


А должна она быть не сценой, а площадкой для общения и местом решения проблем , и не только проблем приюта.