В интернете есть
неполная версия этого документа. Её публиковала дорогая товарищ unclean25* . К сожалению, в этом
документе отсутствуют разделы 3, 4, 5, 6, 7, а также приложения, что, конечно,
же жаль ибо хотелось бы ознакомится с всем документом целиком. В этих разделах
вероятнее всего содержалось детальное описание исследования всех «сомнительных
узлов» здания. Однако по каким-то причинам ЗАО "ЦИВССМ" не стал
выкладывать на своём сайте этот документ полностью. Жаль, жаль. Но даже из
имеющейся сокращённой версии становится понятно несколько важных вещей.
Во первых: «…физический износ отдельных конструктивных элементов
здания составляет от 30 до 50%.»
Что такое, например физический износ мебели на
50% представляют наверное все. Это значит, что половина жёстких соединений –
шипов, болтов, саморезов, которыми крепится конструкция отсутствует, и
пользуясь такой мебелью вы должны совершенно ясно понимать что у вас есть все
шансы при неловком повороте оказаться на полу в груде обломков этой самой мебели.
Шансы – но не гарантия.
Во
вторых: «…Отдельные части этих
конструкций, указанные в дефектной ведомости (участок перекрытия подвального
помещения в осях <4-5>/<А-В> и др. - см. приложение № 12),
находятся в аварийном или недопустимом состоянии….»
В
третьих: «…Утраченные, в ходе
проведённой реконструкции в 20-х годах ХХ-го века, металлические тяжи в арочных
проёмах стен подвала были компенсированы заделкой проёмов кирпичной кладкой…»
Что такое тяжи? Школа, спортзал, турник. Толстая металлическая проволока
тянущаяся от пола до угла турника где стойка переходит в перекладину. На
турнике 4 таких тяжи. Они единственная причина по которой турник «крепко стоит
на ногах». В архитектуре тяжи стягивают внутрь – друг к другу - стены здания,
противостоя вертикальной нагрузке перекрытий, внешним вибрациям, дефектам почвы
и временным факторам . Крымская башня кремля в 1953 году стянута 3 поясами
таких тяж. Трещины шириной 10-15 см были заделаны кирпичём и вот уже 60 лет о
них никто не вспоминает.
В случае с
«Новомосковской» тяжи стягивали стены на которые опирались полукруглые арки. В
20-х годах они были срезаны, и вместо них были возведены кирпичные стены,
которые как думалось тогда строителям вполне заменят тяжи и к тому же вполне соответствуют тогдашней моде на
перепланировки и уплотнение. Не знаю как с уплотнением, но конструктивный элемент заложенный при
строительстве был утрачен, а возведённые стены не взяли на себя той инженерной
функции которая выполнялась этими самыми элементами.
В
четвёртых: масса замечаний касалась
соли снизу и подмочки сверху. И то и другое происходило в течении всего периода
существования здания, И если с солью из почвы вряд ли что то можно было сделать
без капитального ремонта и современных нам строительных технологий и средств,
то с внешней подмочкой – дожди - вполне можно было бороться с помощью
водосточных систем, а с внутренней – сантехника и проссаные сортиры
соответственно заменой водопроводных и сантехнических коммуникаций.
В пятых: Основные нарекания и замечания касались именно подвала
и первого этажа. «…считаем необходимым сохранение эксплуатационных нагрузок на
фундаменты здания. Учитывая многочисленные перестройки, разнородность
конструкций, их техническое состояние, наличие отдельных аварийных участков и
нестабильность гидрогеологических условий в городской застройке, ремонт или
реконструкцию, по нашему мнению, следует проводить не только без увеличения, но
и без перераспределения нагрузок на конструкции фундаментов и поперечных стен
подвала.
Предполагаемая
надстройка 4-го этажа здания гостиницы при реконструкции возможна только после
восстановления несущей способности поврежденных конструктивных элементов
здания. Расчетная нагрузка на основание фундаментов здания при этом не должна
превышать существующую в размере 3 кг/см2…»
«…в основании
фундаментов здания располагаются просадочные грунты, перед разработкой проекта
реконструкции здания гостиницы рекомендуем провести дополнительные
инженерно-гидрогеологические изыскания на территории застройки данного объекта…»
«…В случае … возможной
надстройки 4-го этажа рекомендуем рассмотреть возможность снижения нагрузки на
основание фундаментов стены путём демонтажа продольных кирпичных стен по осям
<Б> и <Г> 2-го и 3-го этажей. …»
Даже из доступной
части исследования проведённого ЗАО "ЦИВССМ" лично я, никому не
навязывая свою позицию, делаю однозначный вывод: Инженерно-техническое
состояние здания гостиницы «Новомосковская» была близка к состоянию
определяемому понятием «Полный песдец». Заниматься реставрацией этого здания
должны были профессионалы если не мирового значения, то российского –
однозначно. Это должна была быть контора в первую очередь, обладающая хоть
каким то опытом реставрацонных работ. Опытом, исчисляющимся если не
десятилетиями работы в данной сфере, то хотя бы
некоторым количеством объектов, близких по состоянию к состоянию нашей
гостиницы на момент начала реставрационных работ.
Я понимаю, что
наша засратенькая «Новомосковская» хоть и являясь памятником федерального
значения, близко не стоит к царским дворцам, палатам, кремлям и прочим
петергофам. И именно поэтому у города не было никаких финансовых шансов привлечь специалистов допускаемых к
памятникам такого уровня как Константиновский дворец. У города не было такой
финансовой возможности.
А у собственника
не было такого финансового желания. Поэтому за реставрацию здания взялась
организация созданная всего за год до этого обследования и не имеющая ровным
счётом никакого опыта реставрационных работ
памятников культуры хоть
какого-то, хоть районо-поселкового уровня.
Хотя, что
касается вопроса с собственником этого здания на тот период – мне не всё
понятно. Интернет штука объёмная, но я всё равно не смог найти всего, чтоб
картина стала для меня полностью ясной. Но обо всём по порядку.
Исходя из
документов события развиваются, скорее всего так:
ООО «Кураж» не
являясь на тот момент ещё собственником «Новомосковской» а только арендатором,
заказывает ЗАО "ЦИВССМ" описанное выше исследование. Получает его.
Затем ООО
«Кураж», по результатам этого исследования, вероятно, привлекает к работам по
реставрации памятника федерального значения
Строительную Компанию "Мы строим дом". Для задуманной реставрации,
а вернее реконструкции нужен проект. Строительная компания «Мы строим дом»
поручает выполнение такого проекта ещё одной астраханской фирме. На сцене
повествования у нас теперь появляется ООО "Научно-исследовательская
проектная фирма "Ярканон".
…………………………………………….
Сделаем
лексическое отступление. Выступая в роли Капитана Очевидность я настаиваю на
том, чтоб читатель внимательно перечитал определения вроде бы давно ему
известных понятий.
РЕСТАВРАЦИЯ (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение
последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения
памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть
его новые, неизвестные ранее свойства.
Реставрация
существует коммерческая и музейная.
Цель коммерческой
реставрации восстановить функциональность.
Целью музейной
реставрации становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При
этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а
вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости,
например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.
Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление
подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического
прошлого и аутентичности. Такие работы проводятся специализированными
организациями по реставрации, где работает квалифицированный персонал (архитекторы,
мастера-реставраторы, руководители работы).
РЕКОНСТРУКЦИЯ
объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) —
изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты,
количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка,
расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление
несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за
исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или
иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления
указанных элементов.
РЕНОВАЦИЯ (лат.
renovatio — обновление, возобновление, ремонт) — является процессом улучшения
структуры. Реновация - принудительное освобождение территории (снос зданий и
сооружений, извлечение из подземного пространства инженерных коммуникаций,
сетей и др.) для обеспечения возможности нового строительства вне зависимости
от степени сохранности расположенных на ней строений (термин Веденеева Н.С. и
Маклаковой Т.Г., применен к строительному переустройству Ресиным В.И. в
директивных документах Правительства Москвы).
Условно реновацию
разделяют на: - волюнтаристическую, принудительную (когда официально принимают
решение и существующий объект городской застройки сносят); - эволюционную,
естественно протекающую и являющуюся результатом накопленных погрешностей или
неучтенных последствий не в полной мере контролируемых и не управляемых
циклических рекомпонаций и/или реверсаций.
Эволюционная реновация, протекающая в условиях нежелания (или
отсутствия возможности) осуществлять диагностику и мониторинг текущего
состояний объекта по критериям его безопасности, а также отсутствия методов и
моделей учета и анализа сочетания результатов локальных строительных
переустройств (как официально
зарегистрированных, разрешенных и учтенных, так и выполненных в обход
официального порядка) имеет своей предельной формой чрезвычайное
происшествие (аварию, разрушение объекта
или более серьезную катастрофу
……………………………………
Ну так вот, чуть
забегая вперёд. В 2008 году в рамках 450-лелия города издательством «Волга»
была издана без преувеличения прекрасная и полезная книга, на выход в свет
которой я лично никогда не рассчитывал. Это «Иллюстрированная Астрахань»
Адольфа Штылько. И книга прекрасная, и издание шикарное. Спонсором издания был
Аликбер Пашаев, за что ему большое спасибо – я говорю это совершенно искренне.
Книга эта почти
буквально своим оформлением и содержанием повторяет оригинал. Кроме двух
моментов. В оригинале о «Московском торговом доме» Штылько пишет всего один
абзац. В переиздании уже гостинице «Новомосковской посвящена целая глава. в неё
кроме старинной фотографии включена и ещё одна иллюстрация – Внешний вид
гостиницы «Новомосковская» после завершения реставрационных работ (стр 36).
Это то самое
изображение, которое всем нам хорошо известно, ибо именно оно висело в
натуральную величину на заборе окружающем здание во время так сказать
«реставрационных» работ.
Мне интересна эта
книга не содержанием новой главы, а самой последней странице, на которой даются
выходные реквизиты. Самая ранняя дата – сдано в набор 25 мая 2007 года.
То есть на май
2007 года компания «Мы строим дом» уже имела на руках план реставрации, а вернее
реконструкции данного объекта.
В рамках этого
проекта заявлено, что внешний вид здания будет приводится к тому виду, которое
было у него на момент постройки – то есть в самом начале 19 века. Единственное
дополнение, которое не соответствует проекту - (с какого хуя?) Александра Дигби
– это мансардный этаж, расположенный под крышей, в котором должно размещаться
инженерное оборудование и устройства для дополнительной лифтовой шахты.
2007 год. 15 июня.
Судя по моему фото-архиву на здании уже висит щит с изображением того как будет
выглядеть фасад после реставрации, а вокруг здания началось воздвижение столбов
ограждающего забора, на котором уже через две недели будет висеть это изображение
в натуральную величину.
Однако компания
«Ярканон» была не только автором проекта. Планировалось привлечь её также к
выполнению реставрационных работ на объекте.
2007 год. 1 июля.
Компании «Мы строим дом» и «Ярканон» подписывают договор подряда № 22 на
выполнение реставрационных работ и воссоздания утраченных частей памятника по
гостинице «Новомосковская».
Несмотря на то,
что оригинальное здание было разобрано, «Ярканон» видимо всё равно выполнил эти
работы в новопостроенном здании*,
за которые с ним долго не хотели расплачиватся.
Итого: Таким
образом, мы можем с уверенностью считать, что от начала тогда ещё
реставрационных работ, до обрушения здания в апреле 2008 года прошло чуть
меньше года, а до полного уничтожения здания – зима 2009 года - два года.
(Продолжение
следует)