понедельник, 10 марта 2014 г.

Обещанное о "Новомосковской". Часть III

В интернете есть неполная версия этого документа. Её публиковала дорогая товарищ unclean25* . К сожалению, в этом документе отсутствуют разделы 3, 4, 5, 6, 7, а также приложения, что, конечно, же жаль ибо хотелось бы ознакомится с всем документом целиком. В этих разделах вероятнее всего содержалось детальное описание исследования всех «сомнительных узлов» здания. Однако по каким-то причинам ЗАО "ЦИВССМ" не стал выкладывать на своём сайте этот документ полностью. Жаль, жаль. Но даже из имеющейся сокращённой версии становится понятно несколько важных вещей.

Во первых: «…физический износ отдельных конструктивных элементов здания составляет от 30 до 50%.» 


Что такое, например физический износ мебели на 50% представляют наверное все. Это значит, что половина жёстких соединений – шипов, болтов, саморезов, которыми крепится конструкция отсутствует, и пользуясь такой мебелью вы должны совершенно ясно понимать что у вас есть все шансы при неловком повороте оказаться на полу в груде обломков этой самой мебели. Шансы – но не гарантия.

Во вторых: «…Отдельные части этих конструкций, указанные в дефектной ведомости (участок перекрытия подвального помещения в осях <4-5>/<А-В> и др. - см. приложение № 12), находятся в аварийном или недопустимом состоянии…

В третьих: «…Утраченные, в ходе проведённой реконструкции в 20-х годах ХХ-го века, металлические тяжи в арочных проёмах стен подвала были компенсированы заделкой проёмов кирпичной кладкой…» 

Что такое тяжи? Школа, спортзал, турник. Толстая металлическая проволока тянущаяся от пола до угла турника где стойка переходит в перекладину. На турнике 4 таких тяжи. Они единственная причина по которой турник «крепко стоит на ногах». В архитектуре тяжи стягивают внутрь – друг к другу - стены здания, противостоя вертикальной нагрузке перекрытий, внешним вибрациям, дефектам почвы и временным факторам . Крымская башня кремля в 1953 году стянута 3 поясами таких тяж. Трещины шириной 10-15 см были заделаны кирпичём и вот уже 60 лет о них никто не вспоминает.

В случае с «Новомосковской» тяжи стягивали стены на которые опирались полукруглые арки. В 20-х годах они были срезаны, и вместо них были возведены кирпичные стены, которые как думалось тогда строителям вполне заменят тяжи и к тому же вполне соответствуют тогдашней моде на  перепланировки и уплотнение. Не знаю как с уплотнением, но  конструктивный элемент заложенный при строительстве был утрачен, а возведённые стены не взяли на себя той инженерной функции которая выполнялась этими самыми элементами.

В четвёртых: масса замечаний касалась соли снизу и подмочки сверху. И то и другое происходило в течении всего периода существования здания, И если с солью из почвы вряд ли что то можно было сделать без капитального ремонта и современных нам строительных технологий и средств, то с внешней подмочкой – дожди - вполне можно было бороться с помощью водосточных систем, а с внутренней – сантехника и проссаные сортиры соответственно заменой водопроводных и сантехнических коммуникаций.

В пятых: Основные нарекания и замечания касались именно подвала и первого этажа. «…считаем необходимым сохранение эксплуатационных нагрузок на фундаменты здания. Учитывая многочисленные перестройки, разнородность конструкций, их техническое состояние, наличие отдельных аварийных участков и нестабильность гидрогеологических условий в городской застройке, ремонт или реконструкцию, по нашему мнению, следует проводить не только без увеличения, но и без перераспределения нагрузок на конструкции фундаментов и поперечных стен подвала.

Предполагаемая надстройка 4-го этажа здания гостиницы при реконструкции возможна только после восстановления несущей способности поврежденных конструктивных элементов здания. Расчетная нагрузка на основание фундаментов здания при этом не должна превышать существующую в размере 3 кг/см2…»

«…в основании фундаментов здания располагаются просадочные грунты, перед разработкой проекта реконструкции здания гостиницы рекомендуем провести дополнительные инженерно-гидрогеологические изыскания на территории застройки данного объекта…»

«…В случае … возможной надстройки 4-го этажа рекомендуем рассмотреть возможность снижения нагрузки на основание фундаментов стены путём демонтажа продольных кирпичных стен по осям <Б> и <Г> 2-го и 3-го этажей. …»

Даже из доступной части исследования проведённого ЗАО "ЦИВССМ" лично я, никому не навязывая свою позицию, делаю однозначный вывод: Инженерно-техническое состояние здания гостиницы «Новомосковская» была близка к состоянию определяемому понятием «Полный песдец». Заниматься реставрацией этого здания должны были профессионалы если не мирового значения, то российского – однозначно. Это должна была быть контора в первую очередь, обладающая хоть каким то опытом реставрацонных работ. Опытом, исчисляющимся если не десятилетиями работы в данной сфере, то хотя бы  некоторым количеством объектов, близких по состоянию к состоянию нашей гостиницы на момент начала реставрационных работ.

Я понимаю, что наша засратенькая «Новомосковская» хоть и являясь памятником федерального значения, близко не стоит к царским дворцам, палатам, кремлям и прочим петергофам. И именно поэтому у города не было никаких финансовых  шансов привлечь специалистов допускаемых к памятникам такого уровня как Константиновский дворец. У города не было такой финансовой возможности.

А у собственника не было такого финансового желания. Поэтому за реставрацию здания взялась организация созданная всего за год до этого обследования и не имеющая ровным счётом никакого опыта реставрационных работ  памятников  культуры хоть какого-то, хоть районо-поселкового уровня.

Хотя, что касается вопроса с собственником этого здания на тот период – мне не всё понятно. Интернет штука объёмная, но я всё равно не смог найти всего, чтоб картина стала для меня полностью ясной. Но обо всём по порядку.

Исходя из документов события развиваются, скорее всего так:
ООО «Кураж» не являясь на тот момент ещё собственником «Новомосковской» а только арендатором, заказывает ЗАО "ЦИВССМ" описанное выше исследование. Получает его.

Затем ООО «Кураж», по результатам этого исследования, вероятно, привлекает к работам по реставрации памятника федерального значения  Строительную Компанию "Мы строим дом". Для задуманной реставрации, а вернее реконструкции нужен проект. Строительная компания «Мы строим дом» поручает выполнение такого проекта ещё одной астраханской фирме. На сцене повествования у нас теперь появляется ООО "Научно-исследовательская проектная фирма "Ярканон".

…………………………………………….

Сделаем лексическое отступление. Выступая в роли Капитана Очевидность я настаиваю на том, чтоб читатель внимательно перечитал определения вроде бы давно ему известных понятий.

РЕСТАВРАЦИЯ (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.

Реставрация существует коммерческая и музейная.
Цель коммерческой реставрации восстановить функциональность.
Целью музейной реставрации становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического прошлого и аутентичности. Такие работы проводятся специализированными организациями по реставрации, где работает квалифицированный персонал (архитекторы, мастера-реставраторы, руководители работы).

РЕКОНСТРУКЦИЯ объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

РЕНОВАЦИЯ (лат. renovatio — обновление, возобновление, ремонт) — является процессом улучшения структуры. Реновация - принудительное освобождение территории (снос зданий и сооружений, извлечение из подземного пространства инженерных коммуникаций, сетей и др.) для обеспечения возможности нового строительства вне зависимости от степени сохранности расположенных на ней строений (термин Веденеева Н.С. и Маклаковой Т.Г., применен к строительному переустройству Ресиным В.И. в директивных документах Правительства Москвы).

Условно реновацию разделяют на: - волюнтаристическую, принудительную (когда официально принимают решение и существующий объект городской застройки сносят); - эволюционную, естественно протекающую и являющуюся результатом накопленных погрешностей или неучтенных последствий не в полной мере контролируемых и не управляемых циклических рекомпонаций и/или реверсаций.

Эволюционная реновация, протекающая в условиях нежелания (или отсутствия возможности) осуществлять диагностику и мониторинг текущего состояний объекта по критериям его безопасности, а также отсутствия методов и моделей учета и анализа сочетания результатов локальных строительных переустройств (как официально зарегистрированных, разрешенных и учтенных, так и выполненных в обход официального порядка) имеет своей предельной формой чрезвычайное происшествие (аварию, разрушение объекта или более серьезную катастрофу

……………………………………

Ну так вот, чуть забегая вперёд. В 2008 году в рамках 450-лелия города издательством «Волга» была издана без преувеличения прекрасная и полезная книга, на выход в свет которой я лично никогда не рассчитывал. Это «Иллюстрированная Астрахань» Адольфа Штылько. И книга прекрасная, и издание шикарное. Спонсором издания был Аликбер Пашаев, за что ему большое спасибо – я говорю это совершенно искренне.

Книга эта почти буквально своим оформлением и содержанием повторяет оригинал. Кроме двух моментов. В оригинале о «Московском торговом доме» Штылько пишет всего один абзац. В переиздании уже гостинице «Новомосковской посвящена целая глава. в неё кроме старинной фотографии включена и ещё одна иллюстрация – Внешний вид гостиницы «Новомосковская» после завершения реставрационных работ (стр 36).



Это то самое изображение, которое всем нам хорошо известно, ибо именно оно висело в натуральную величину на заборе окружающем здание во время так сказать «реставрационных» работ. 


Мне интересна эта книга не содержанием новой главы, а самой последней странице, на которой даются выходные реквизиты. Самая ранняя дата – сдано в набор 25 мая 2007 года.


То есть на май 2007 года компания «Мы строим дом» уже имела на руках план реставрации, а вернее реконструкции данного объекта.

В рамках этого проекта заявлено, что внешний вид здания будет приводится к тому виду, которое было у него на момент постройки – то есть в самом начале 19 века. Единственное дополнение, которое не соответствует проекту - (с какого хуя?) Александра Дигби – это мансардный этаж, расположенный под крышей, в котором должно размещаться инженерное оборудование и устройства для дополнительной лифтовой шахты.



2007 год. 15 июня. Судя по моему фото-архиву на здании уже висит щит с изображением того как будет выглядеть фасад после реставрации, а вокруг здания началось воздвижение столбов ограждающего забора, на котором уже через две недели будет висеть это изображение в натуральную величину.


  
Однако компания «Ярканон» была не только автором проекта. Планировалось привлечь её также к выполнению реставрационных работ на объекте.

2007 год. 1 июля. Компании «Мы строим дом» и «Ярканон» подписывают договор подряда № 22 на выполнение реставрационных работ и воссоздания утраченных частей памятника по гостинице «Новомосковская».

Несмотря на то, что оригинальное здание было разобрано, «Ярканон» видимо всё равно выполнил эти работы в новопостроенном здании*, за которые с ним долго не хотели расплачиватся.

Итого: Таким образом, мы можем с уверенностью считать, что от начала тогда ещё реставрационных работ, до обрушения здания в апреле 2008 года прошло чуть меньше года, а до полного уничтожения здания – зима 2009 года - два года.


(Продолжение следует)