Пролог
конец пролога
Исторические
исследования – это страшно интересная и страшно сложная вещь. Может быть не
такая, конечно, сложная, как адронный коллайдер, но часто работа над
установлением истины затягивается не только на годы, но и на десятилетия. Одни
документы бесследно исчезают, другие появляются ниоткуда, и часто те источники,
которые годами считались авторитетными, вдруг с открытием новых обстоятельств,
становятся не больше чем домыслом, историческим анекдотом или байкой.
Любой историк,
исследователь однозначно вам скажет, что поиск правды, фактов, информации о
каком-то событии или материальном артефакте – от статуэтки до здания или
квартала, значительно увлекательнее и интереснее чем получение, наконец,
искомого результата. Но эмоции от получения этого искомого результата тоже мало
с чем можно сравнить.
К сожалению,
очень часто приходится сталкиваться с тем, что ценность и нужность таких
исследований осознаётся обществом только после того, как объект изучения
безвозвратно потерян, как это произошло с гостиницей «Новомосковской»,
простоявшей в центре города Астрахань более 208 лет.
Здание это было
историческое. Ценность его, при всей внешней непрезентабельности на последнем
этапе существования – огромна.
В
феерически-брехливой табличке, которую министерство культуры астраханской
области позволило себе прилепить на фасад 100%-ного новодела, находящегося
сейчас на месте упомянутого здания, дабы прикрыть свою профессиональную (или
уже преступную?) беспринципность, значится буквально следующее:
«Памятник
архитектуры, объект культурного наследия федерального значения.
Здание
московского торгового дома 1790-е годы. Архитектор Дигби А.П.
Подлежит
государственной охране, лица причинившие вред объекту культурного наследия
несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную,
административную и иную ответственность».
Практически всем
в нашем городе, даже очень далёким от истории, архитектуры, искусства и
гуманитарных областей, известно и понятно – что размещение этой таблички на
фасаде теперешней гостиницы – есть пример вопиющей административной
наглости, сравнимой только с выборами
«мэра» Столярова в 2012 году.
Эта вывеска не
могла появиться на фасаде нового здания, строительство которого было закончено
в 2014 году, без благословения на то областного минкульта. Именно этим, с
позволения сказать, «труженикам культуры» было выгодно таким образом соблюсти
видимость того, что ничего страшного не произошло: не была разрушена в ходе
реконструкции одна из первых каменных гражданских построек, задуманная при
Екатерине II, и начавшая функционировать
ещё при императоре Павле I; не был утрачен
памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения.
Несуществующий на сегодня объект этого самого значения
трудами, бздящего теперь Минкульта АО до сих пор состоит в реестре памятников
под номером 3000084000.
Если оставить в
стороне эмоции и пытаться рассуждать с холодным умом – что лично мне в данной
ситуации довольно сложно – то в первую очередь возникает первый логичный вопрос:
Как такое могло произойти? Вернее - Почему такое происходит? А ещё вернее – Каким
образом и почему такое теперь будет происходить?
Я уверен,
большинству обывателей города данный прискорбный факт глубоко пофигу. Он не
угрожает их безопасности, здоровью близких, денежному прибытку. Он не влияет
даже на вкус вчерашнего борща в их холодильниках.
Ну, так уж
издавна повелось, что на понимание важности сохранения исторического
материального и нематериального наследия способны не все. Не все понимают, что
это самое наследие – есть часть национальной культуры, которая, в конце концов,
формирует национальную идентификацию. Не все понимают, что без сохранения
любого исторического наследия и популяризации истории не может быть никакой
национальной культуры в принципе. Ибо культура – это наследие, доставшееся нам
от предков (тех, кто жил ПРЕЖДЕ нас), и передаваемое в дальнейшем нами своим
наследникам (тем, кто будет ступать потом НА наши СЛЕДЫ).
То, что понимание
отсутствует у большинства обывателей, или (будем оптимистами) у половины из них
– вполне закономерно и ожидаемо. Далеко не все могут позволить себе оторваться
от телека, тачки, пивасика и «одноклассников» – и просто почитать книгу, в
театре приобщится к высокенькому искуйству или заинтересоваться новооткрывающейся
выставкой. Осуждать таких людей за призёмлённость, необразованность и
бездуховность конечно можно. Но зачем?
Беда в том, что конкретно
в нашем городе равнодушие к фактическому сохранению исторического наследия
существует у тех, кто по роду деятельности обязан, ОБЯЗАН! наследие сохранять,
историю популяризировать и тем самым если не повышать (что в идеале), то поддерживать
культурный уровень населения на определённой высоте. Беда в том, что
постоянное, систематическое, хроническое равнодушие к сохранению памятников
истории царит в нашем областном министерстве культуры. Ровно так же могли бы дела
обстоять и в управлении культуры города – если бы оно существовало. Но его нет,
и спрос за сохранение исторического наследия муниципального значения предъявить
некому. А спрос бы этот был велик превесьма!
Но сейчас речь не
о судьбах вообще всех памятников архитектуры у нас в городе, а о конкретном
объекте, имеющем статус объекта ФЕДЕРАЛЬНОГО значения. В реестре памятников он
значится как «здание Московского торгового дома». Взят на охрану он был
решением обл. исполкома в июле 1980 года, и уже при новой власти статус его был
подтверждён Ельциным в феврале 1995 года.
Точная датировка
постройки этого здания спорна. Разные исторические источники дают нам разброс
примерно в 7 лет: от 1793 до 1800. Определённо можно сказать только то, что на
момент обрушения здания, в результате которого оно было полностью разобрано,
ему было не меньше 208 лет и построено оно было, скорее всего, в эпоху Павла I.
Так же условно и
название, под которым оно значится в реестре памятников: «Здание Московского
торгового дома». Дело в том, что «Московским торговым домом» это строение стало
именоваться в 1886 году, после капитальной перестройки, последствия которой, отчасти,
привели его к обрушению в 2008 году. В результате появления этого «Московского
торгового дома» улица Екатерининская (ныне Советская), на которой он находился,
сначала в народе, а потом и официально приобрела название Московской и носила
его до 1920 года.
Таким образом,
можно утверждать категорично, что именно это строение на определённом
историческом этапе дало название главной, центральной и старейшей улице нашего
города.
Но с самого
начала своего существования в начале 19 века – то есть на протяжении минимум 86
лет - здание это значилось как «присутственный дом Приказа общественного
призрения», при котором в первом этаже были торговые лавки, именовавшиеся в
разных источниках как «лавки приказа общественного призрения» или как
«московский ряд», а в течение некоторого времени в третьем этаже размещался архив
губернского правления.
В 1838 году
здание это было запечатлено художниками Чернецовыми, совершавшими путешествие
по Волге и в Астрахани его благополучно закончившими и получившими славу от
этого путешествия.
В советское время
в этом здании размещались разнообразные конторы коммерческих организаций – во
время НЭП, казённые конторы – в частности СовНарХоз, госпиталь – во время
Великой отечественной войны. В последний период своего существования и до
разрушения здание было отдано под гостиницу.
…………………………………………………..
В 2008 году в
городе Астрахань широкомасштабно шла подготовка к торжествам в честь 450-летия
города, которые должны были состояться осенью. Забегая вперёд нужно сказать,
что ни один из эпических мегапроектов, запланированных на день города, так и не
был полностью завершён к сроку, но перед празднованием в течение всего года, а
тем более в течение второго полугодия стройки, ремонты, реконструкции и просто
подновления шли в городе максимально ускоренными темпами.
На тот момент
гостиница «Новомосковская», пришла в плачевное состояние. Дом был практически
аварийным, и умел ужасающее санитарное состояние.
Собственником
этого здания на тот момент являлась мэрия города Астрахань, арендатором - "ТОО
Астраханский гостиный двор", а реконструктором - ООО «Мы строим дом»,
теперь уже печально известное нам своими реставрационными способностями.
Все данные,
которые я тут приведу, взяты из открытых источников. под звёздочками (*) -
ссылки В архиве я на эту тему не сидел, в секретные папки не заглядывал,
поэтому если читателем будут выявлены какие-то хронологические казусы или
фактические неточности – это не ко мне.
Я ставлю перед
собой задачу хоть как-то систематизировать последовательность событий, а также
ясно сформулировать и обосновать свои претензии к нынешнему аппарату
министерства культуры.
(Продолжение
следует)