понедельник, 7 октября 2013 г.

Бывший военный склад. Цойг Хауз.

Цейхгауз (нем. Zeughaus, от Zeug — оружие и Haus — дом), устаревшее название складского помещения для хранения запасов вооружения, снаряжения, обмундирования, продовольствия и др.  (из БСЭ)

Чего-то я торможу в последнее время непадеццки. Серию постов «Глазами Сенкевича» не дописал, хотя даже обещал это товарищу анклин. Фоток про обратный путь немного, но есть интересные про самый большой памятник Владимиру Ильичу, да и порассуждать про «Водоходъ» хотелось, сравнивая теплоходные ситуации в Нижнем и Астрахани. Хотя с другой стороны понятно, что сравнения эти не в нашу пользу, поэтому наверное, и писать заключительный пост из серии про летний вояж не хватает желания.

Вообще действительно, чтобы что-то происходило в твоей жизни, надо прилагать усилия. В детстве по-другому было. Там события каждый день появлялись, без усилий. Сами приходили. А ща – проклятая бляцкая старость подступила. Надо прилагать усилия. Хочешь образовываться – прилагай усилия. Окультуриваться – прилагай. Даже поделиться впечатлениями – та же херня. Не прилагаешь – и «Глазами Сенкевича» становятся бесконечными. В смысле без конца.

Я так прихожу к выводу, что люди, которые не прилагают усилий к участию в культурной жизни города, писать и рассуждать о культурной жизни правов не имеют. Ну в самом деле глупо, если я стану писать о спорте. Чтоб о нём писать, надо там на футболы ходить, или гандболы. По именам игроков Волгаря знать. Или хотя бы половину из них. Или хотя бы знать, с каким счётом закончилась последняя беготня за мячиком. Правильно? И что интересно, опять же для того, чтоб писать о чём-то, рассуждать, даже ошибочно, опять же надо напрягаться. Ходить, следить, интересоваться хотя бы…


Так как моя интернетная вонь касается в основном дел культурных, приходится напрягаться. Откровенно говоря, не постоянно. Через раз. Даже скорее через два раза. До тех пор, пока информационная политика министерства Ку прямолинейна, как БАМовская рельса и примитивна, как митохондрия, надо как-то способствовать сращиванию масс и культурной жизни в этой сраненькой степной столице Каспия. Если народ не интриговать – вообще народ, а не блоггеров, город превратится по уровню интеллекта в восточный базар. Будут только продавцы и покупатели. И нихера ничо духовного.

Я кстати, недавно дошёл до одной крамольной шовинистической мысли по поводу культурной жизни в нашем городе. Шёпотом: Русские теперь хотят по возможности, сейчас, когда отменена графа «национальность», хоть как-то подчеркнуть свою русскость. Одни ударились головой об церковь. Другие – решили поиграть в ролевые игры, запаслись плётками, усами, чубами, погонами, медальками и жёлтыми лампасами.  Третьи бороды отпустили и стали самообучаться дореволюционной грамматике. Да. Такие тоже есть. Кароче, решили затусоваться там, где нет нерусских. В условиях конкретно Астрахани термин «нерусские» относится не ко всем не русским вообще, а к нетитульным астраханским национальностям. То есть к кавказцам. Ну понятно, что казахи, татары тут более свои, чем даже сами русские, и это параллельные культуры применительно к Астрахани. А вот гости из солнечного и горного города  ………..  (вписать нужное) своими тут не воспринимаются независимо от численности. Это уже культура перпендикулярная. А в некоторых случаях скорее бескультурье.

Так вот, ни среди казаков, ни среди членов РПЦ наших кавказских товарищей нет и вряд ли появятся. Да и русской дореволюционной грамматикой они в массе вряд ли в ближайшее время заинтересуются ))). То есть иными словами ни под сенью РПЦ, ни в казачестве не встретишь наших большеисадинских персов. А ещё их не встретишь ни в музеях, ни в театрах, ни в галереях. Ну не интересуют эту публику места такого культурного досуга. Наших, тех кто интегрирован, как говорится, в общество, интересуют, а тех кто интегрироваться не хочет – не интересуют. А посему, можно сделать некоторый крамольный вывод: (Ещё более тихим шепотом) Если вы ходите в места проведения культурного досуга – в те же самые музеи-галереи, театры и библиотеки, приобщаетесь к национальному культурному достоянию и наследию – вы русофил, ксенофоб, славянофил, великодержавный шовинист и даже кирилловец-церносотенец. А если вы ходите в эти заведения регулярно – как минимум один раз в месяц – вы практически воинствующий национал-социалист, которого вот-вот закроют по статье 282…

Это было апропо. Вернёмся к разговору. К монологу. Ну так вот, чтоб как-то развиваться, а не превратиться в примитивное позвоночное, надо напрягаться. Последнее моё напряжение было в минувшую среду. Напрягался я в сторону кремля. А конкретно в сторону Цейхгауза. Как и обещал общественности.

Если изложить кратко суть нижеследующего текста для тех, кому мои эпистолы читать напряжно ввиду их нелаконичности – Ахуенно! Всем фтыкать завтраже! Билет полтинник.

Для неторопливых читателей разверну мысль и растекусь по древу.

У меня в личном фотоархиве сохранилось некоторое количество фоток, которое я успел сделать, когда непокрытые стены с поблёкшими надписями сталинских времён, стоящие во глубине кремлёвской территории, были главным, центральным сральником города, как впрочем и ниши кремлёвских стен. Олдфагам это рассказывать не надо. Тогдашняя администрация кремля, видимо, свято была уверена, что советские люди не срут. Поэтому сортиров – во всяком случае для посетителей – на территории кремля не было. Официальных. Но  это было глыбокое заблуждение, систематически опровергаемое эмпирическим путём самими советскими людьми. И в частности в черте тех самых стен. Тогда я не знал о существовании никакого цейхгауза. Для меня тогда это был, судя по надписям на стенах, цех ремонта артиллерийских запчастей, пушек там каких-нибудь, или наконец автомобилей прикреплённых за военной частью, базировавшейся в кремле. Архитектура здания ничего не говорила мне о его старинности.

Я застал это сооружение уже совершенно запущенным, разрушающимся и практически предназначенным для сноса. И как я думал, в таком состоянии оно находилось, ну, наверное, минимум с 1958-го кремлёвско-реставрационного года. 







Однако позже, когда на глаза стали попадаться фотки советского периода, оказалось, что до сравнительно недавнего времени цех этот был в приличном состоянии и даже с полноценной крышей, которую хорошо довольно видно на многих и официальных и любительских фотах.



Не буду я тут описывать ни историю новейшей реставрации кремля, ни историю самого цейхгауза. Это интересно, но данного повествования не касается. Желающих могу отослать в магазин, для покупки книги «КРЕПОСТЬ» издания нашего зайцевского агентства пропаганды. Книжечку эту я рекомендую купить, ввиду вящей её полезности и действительной ценности для интересующихся краеведеньем. Кроме того, это один из продуктов агентства пропаганды, за который Зайцеву хочется похвалить и дать ей какую-нибудь медальку, ибо в основном, за редчайшим исключением, то что они «рожают», полная, бесполезная для общества хрень и презенташки, которые важные дяди дарят друг дружке по праздникам. «КРЕПОСТЬ» же действительно полезная книга, в которой подробно и компетентно рассказывается история территории кремля за весь период существования.

Так…  Я отвлёкся. Зайцева, с вас платный аккаунт на год за рекламу книжки.

Шли годы.
Смеркалось.
Кому-то из руководства в просветлённую голову его стукнуло сатори о положении дел с выставочными площадями в городе. Не знаю, кто был этот садхак, но в глубине души надеюсь, что это была Ирина Вячеславовна. Хотя далеко не факт.

Кароче, кто-то вдруг наконец понял, что «А с выставочными залами-то у нас оказывается жооопа!!!» То есть, если честно, их практически нет! Есть экспозиционный пупырышек на Розочке – в бывшем фотомагазине. Есть попутные выставочные зальчики, вернее коридорчики, вернее стеночки коридорчиков в Крупе. Бюджетные такие. Есть, так сказать, выставочная площадь в Тетюшинова доме, под экспозиции не заточенная в принципе сама по себе. Есть наверное, возможности делать выставки в каких-нибудь спортивных объектах типа Звёздный или Динамо, но это  вообще бедственная хрень какая-то,  которая только подчёркивает ненужность культурной сферы и её роль, как роль приживалки в нашем спортивно-насыщенном, благодаря Путину, бытии.

Была ли дадена отмашка местными, или москали, составлявшие план последней реконструкции кремля это предложили, а наши не завернули это предложение – я не знаю, но очень мудро, как показало время, было принято решение из главного кремлёвского сральника сделать выставочный зал.



Ребята, это было абсолютно правильное, мудрое и прозорливое решение. Я шёл туда пазырить, чо к чему – с большим сарказмом. Во-первых, откровенно говоря, мне было интересно посмотреть, можно ЛИ было в принципе -либо сделать из этого мегасортира советских времён? Во-вторых, мне было – ввиду болезни оптимизмом – интересно посмотреть, если можно - то что именно? В-третьих – какая лажа и какие идиотские недоработки были в процессе проектирования и строительства?...

Ей богу, когда я оказался внутри, я понял, что гневно обличать и тролить причастных к созданию этого выставочного центра я не смогу. В голове у меня на момент посещения существовал образ того, что я могу там увидеть, косяков и минусов как в архитектурной, так и в экспозиционной части, но увы…  по сравнению со срамом, который я предполагал там увидеть – Выставочный комплекс ПРОСТО АХУИТЕЛЬНЫЙ!!!

Во-первых, он большой. Он реально для Астрахани, слава богу, гигантский. Наверное, каждый хотя бы раз был в тех руинах, которые там существовали долгое время. Сейчас – скорее всего из-за того, что там возвели крышу и облагородили всё – это здание ощущается несопоставимо огромнее, чем прежде. Но этот гигантизм пространства не просто оправдан, а давно для города необходим. Желаем и ожидаем. И ни у кого не поднимется язык обвинять этот выставочный зал в масштабности и уж тем более ненужности, как это было с ёперным театром.




Во-вторых – мне очень понравилось, что этот комплекс состоит какбэ из двух частей. Вход в него не с торцов здания, а с длинной стены. Входя, попадаешь в такой предбанничек, где сидят тёти с билетами и бахилами, из которого входы в левую и правую части здания. Левая часть кажется чуть меньше. Там – ну во всяком случае на тот момент, пока я там был – некий зрительный или презентационный зал. Со сценой, стульями, антресолью для звукача. Всё это мобильно и насколько я понял, легко при необходимости убирается. И по моему мнению ещё один презентационный зал в городе совсем не лишний, тем более он относится к ведомству культуры. Не исключаю, что в следующей конференции «Астраханские краеведческие чтения VI» он будет задействован на полную катушку. Да собственно Цейхгауз может вместить в себя все секции «Чтений» чуть больше чем полностью. Наверное летом там будет прохладно, потолки высокие, и проблема с духотой и нежелающими работать от этого сплитами там решится совершенно. Время покажет.



Правая, большая часть отдана под экспозицию. Но вопреки моим ожиданиям в этом зале не одна экспозиция, а четыре. То есть этот большой зал поделён мобильными стенками высотой метра наверное 3-4 на несколько пространств. В этой части одновременно проходит 5 выставок. На каждую билет стоит питьдисят (50) рублей. И все выставки – что особенно доставляет – абсолютно разноплановые. Я про них чуть ниже расскажу поподробнее.

В третьих - мне понравилось визуальное решение Цейхгауза в общем. Там нет пластика. Там нет сайдинга-хренайдинга и прочих новых материалов. Там нет нарочитого украшательства и декора под старину, который логично можно было ожидать. Там всё, скажем так, допустимо аутентичное. Стены не оштукатурены, а покрашены белой краской. Фактура кирпичной кладки не спрятана стыдливо дизайнерами, а почти гордо выставлена. Потолочные балки по всему пространству помещения подпирают колонны из дерева. Обработанные конечно всякими составами противопожарными и прочими, но некрашеными и так же не скрывающими фактуру самого дерева. Потолочные балки – та же фигня. На окнах изнутри помещения ставни. По моим соображениям – вот если бы этот выставочный зал делали в ТЕ времена – он вполне мог бы выглядеть вот именно так. Это было бы, конечно, вопреки всяким там ампирам-классицизмам, которые были модны, но вот такое решение дизайнерское – ящитаю, с учётом того что это бывший цейхгауз – абсолютное попадание в точку.

Но самое главное во внутренней отделке – то что меня растрогало и умилило до слёз (хны-хны-хны) на стенах восстановлены надписи советско-сталинской поры, когда там было что-то очень артиллерийское. Опять же всякий, кто эти руины посещал – эти надписи вспомнит.






Это так приятно, это так мило, что не забыто, не закрашено, не проигнорирован целый период в жизни этих стен, когда они были не складом, а чем-то таким божественным в военном смысле. Артиллерия – це ж бох войны! Это красноармейское сталинское граффити воспроизведено не буквально, и кажется даже не на тех же местах, на которых было раньше, но смотрится очень аутентично. За это отдельный респект и уважуха дизайнерам и восстановителям!!! Если надумаете дописать недостающее – обращайтесь: дам то, что есть в моём архиве в исходном разрешении. Самому расшифровывать - не до сук.




Теперь непосредственно о том, что там сейчас выставляется:

А, да! Сразу вот что хочу сказать и всех призвать. Поднимайте свои жопки, друзья, с дермантиновых диванчиков, берите денюжку и топайте в цейхгауз смотреть на экспозиции. И вот почему.

Открытие этого выставочного зала, в рамках истории культурной жизни Астрахани – это несомненное событие. Это вообще в истории Астрахани событие. Такое же, как открытие ёперного театра. Кому-то зал понравится, кому-то нет, кто-то останется равнодушным. НО! Сейчас в нём открыта первая экспозиция в его истории!

Потом, через месяц и через год будут другие, новые, интересные, скандальные и неоднозначные. Но ПЕРВОЙ уже не будет! Всё, что будет потом – будет второе, и третье, и десятое.  Поэтому – если хотите быть замешаны в историческом событии – идите и посещайте, чтобы потом гордо и честно рассказывать внукам о том, что в лохматом кхе-кхе 2013 году вы были на саааамой первой выставке, которая проходила в …. этом самом… кхе-кхе….как его… ну…. В том который в крепости здании… кхе-кхе… мать его за ногу…. проклятый склероз…..

Теперь я вкратце расскажу, чего там за выставки выставляются. Вкратце – потому что про выставки не читать надо, а смотреть их. Так же как и кино. Но для получения общего представления – вот вам типо анонс того чего можно ожидать. Каминг сун.

Самая большая по площади экспозиция – это выставка современной калмыцкой живописи. Звучит несколько напряжно: ну чо там в Калмыкии может быть для меня интересного, а тем более среди современного. Ладно бы там какой-то антиквариат, всякие там будды-кришнамурти… Однако  я таки заблуждался. Современные калмыцкие художники меня положительно порадовали. Не буду строить из себя пресс-секретаря минкульта и нервно искать в интернетах фамилии художников. Они не важны. Но сказать хотелось бы: среди выставленных художников большинство реалисты – и некоторое количество соцреалистов, или во всяком случае наследников этого стиля. Что лично меня не может не радовать. Сегодня часто термин «современный художник» является синонимом «дегенеративного искусства», но не в данном, слава тебе, калмыцкий бог, случае.

Картины в экспозиции представлены в соответствии с хронологией отражённых в них событий. Начиная  от старых времён и роли калмыков в войне 1812 года,  потом ВОВ, мирный быт – старый и новый, наши дни. Кароче сходите и посмотрите – не пожалеете. Только не бегите по экспозиции. Рассматривайте картины. Не торопитесь. Там есть что рассматривать – особенно картины, сделанные в технике «танка», но описывающие военные события новейшей истории. Прикольно.

Вот вам несколько фоток с этой выставки произведений современных калмыцких художников.




 
Эта выставка вся находится вдоль правой стены выставочного пространства. Она большая.

Вдоль левой стены развёрнуто несколько мелких экспозиций, но тоже интересных каждая по-своему.

Выставка, повествующая про Калашникова и рассказывающая о его жизни. В витринах кроме книжек, почётных грамот, медалек с орденами и юбилейных подарков лежат ещё и  АВТОМАТЫ!

ППШ, ДП, винтовка Мосина (она оказывается децльная такая! Я думал боооольше.) Ещё там какие-то виды пулемётов – это то, что было до Калаша, и некоторое количество разновидностей самого автомата и других оружий, сделанных на его базе. Кароче, поцонам-школоте – самое то, а их папам и дедам – вспомнить боевую молодость. Кстати, мой дед ППШ ругал. Говорит, клинили часто во время боя, приходилось херачить его о бревно. Чисто по-русски….
  




Другая выставка – это модельки всяких разных судов. Деревянных, с мачтами, пушками и прочими снастями. Как это делается – я отказываюсь понимать. Вот что касается этой выставки – я тоже вас прошу – НЕТАРАПИСА!!! Эта экспозиция по размеру небольшая, а экспонаты в ней уж тем более маленькие, а поэтому всем процессом можно насладится только тогда, когда въедливо и дотошно эти экспонаты рассматриваешь. Цинус модельно-карабельного дела именно в мелочах – в буквальном смысле слова )))). Лично меня больше всего поразили бронзовые (или медные) гвозди в палубных досках одной из моделей. Даже задумываться не хочу как, а главное сколько времени, делается одна модель. Я как-то делал обшивку корпуса одной масюсенькой яхты – настоящей. От трудов опух весьма, а тут модель! Тут молотком и гвоздодёром не помахаешь. Кароче, плоды трудов золотых рук корабельных мастеров астраханских представлены на ней во всей полноте.



Третья выставка левой стороны – это предметы из фондов Краеведческого музея. В силу того, что пока ещё никто не победил законы физики, ограничивающие границы материального пространства – экспозиционные площади Нашего главного музея - величина конечная. Иными словами говоря, в краеведческом музее гораздо больше интересного, чем может увидеть посетитель, купивший билет. Потому что дохера этого самого интересного лежит ещё и в фондах, в запасниках, куда посетителей не пускают. Сейчас, наконец -  с введением в эксплуатацию Цейхгауза - возникла такая возможность: познакомить посетителей с фондовыми предметами. Ну описывать, чего там есть – уж тем более бесполезно. Надо смотреть. Мне понравился попугай, децльная курительная трубка в футляре и шикарная такая ваза. Кароче, радость для мещанского глаза вам обеспечена. Жалко конечно, что по прошествии этой выставки всё опять вернётся в фонды с глаз долой и неизвестно когда опять станет доступным публике для обозрения.





Всё это надо выставлять каким-то образом и делать постоянные экспозиции, но так как пока это сделать невозможно – придётся внимательно следить за расписанием временных выставок Цейхгауза. Я надеюсь, все поняли, что никаких постоянных экспозиций там не предполагается? Так что надо теперь бдеть и следить за экспозиционным расписанием.

Пятая выставка – это фотографии нашей известной всем фотостудии «Дельта»

В общем, результатом посещения нового места культурного досуга я остался более чем доволен. Категорически рекомендую всем подорваться с места и посетить оное ввиду приведённых выше причин.

Очень надеюсь, что любимое моё министерство мудро выстроить маркетинговую и информационную политику раскрутки данного объекта, как можно поспешнее захерачит красивый и грамотный сайт, если такового ещё нет в проекте, и будет всевозможными способами информировать широкие пролетарские массы о новостях экспозиционной жизни новорождённого выставочного зала. Подключение традиционных СМИ – обязательно, как и живых групп в соцсетях – в том числе и в ЖЖ, разумеется. И, кадры, напоминаю товарищи – кадры!!! Не стоит перетасовывать старую колоду, стоит задуматься о введении новых персонажей, в противном случае опять будет «Хотели как лучше, а получается – как всегда».

Мудрости руководителям и хорошей погоды посетителям-зрителям данного очага культуры. Да-с.