Цейхгауз (нем. Zeughaus, от Zeug — оружие и
Haus — дом), устаревшее название складского помещения для хранения запасов
вооружения, снаряжения, обмундирования, продовольствия и др. (из БСЭ)
Чего-то я торможу в последнее время непадеццки.
Серию постов «Глазами Сенкевича» не дописал, хотя даже обещал это товарищу
анклин. Фоток про обратный путь немного, но есть интересные про самый большой
памятник Владимиру Ильичу, да и порассуждать про «Водоходъ» хотелось, сравнивая
теплоходные ситуации в Нижнем и Астрахани. Хотя с другой стороны понятно, что
сравнения эти не в нашу пользу, поэтому наверное, и писать заключительный пост
из серии про летний вояж не хватает желания.
Вообще действительно, чтобы что-то происходило в
твоей жизни, надо прилагать усилия. В детстве по-другому было. Там события
каждый день появлялись, без усилий. Сами приходили. А ща – проклятая бляцкая
старость подступила. Надо прилагать усилия. Хочешь образовываться – прилагай
усилия. Окультуриваться – прилагай. Даже поделиться впечатлениями – та же
херня. Не прилагаешь – и «Глазами Сенкевича» становятся бесконечными. В смысле
без конца.
Я так прихожу к выводу, что люди, которые не
прилагают усилий к участию в культурной жизни города, писать и рассуждать о
культурной жизни правов не имеют. Ну в самом деле глупо, если я стану писать о
спорте. Чтоб о нём писать, надо там на футболы ходить, или гандболы. По именам
игроков Волгаря знать. Или хотя бы половину из них. Или хотя бы знать, с каким
счётом закончилась последняя беготня за мячиком. Правильно? И что интересно,
опять же для того, чтоб писать о чём-то, рассуждать, даже ошибочно, опять же
надо напрягаться. Ходить, следить, интересоваться хотя бы…
Так как моя интернетная вонь касается в основном
дел культурных, приходится напрягаться. Откровенно говоря, не постоянно. Через
раз. Даже скорее через два раза. До тех пор, пока информационная политика
министерства Ку прямолинейна, как БАМовская рельса и примитивна, как
митохондрия, надо как-то способствовать сращиванию масс и культурной жизни в
этой сраненькой степной столице Каспия. Если народ не интриговать – вообще
народ, а не блоггеров, город превратится по уровню интеллекта в восточный
базар. Будут только продавцы и покупатели. И нихера ничо духовного.
Я кстати, недавно дошёл до одной крамольной
шовинистической мысли по поводу культурной жизни в нашем городе. Шёпотом:
Русские теперь хотят по возможности, сейчас, когда отменена графа
«национальность», хоть как-то подчеркнуть свою русскость. Одни ударились
головой об церковь. Другие – решили поиграть в ролевые игры, запаслись плётками,
усами, чубами, погонами, медальками и жёлтыми лампасами. Третьи бороды отпустили и стали самообучаться
дореволюционной грамматике. Да. Такие тоже есть. Кароче, решили затусоваться
там, где нет нерусских. В условиях конкретно Астрахани термин «нерусские»
относится не ко всем не русским вообще, а к нетитульным астраханским
национальностям. То есть к кавказцам. Ну понятно, что казахи, татары тут более
свои, чем даже сами русские, и это параллельные культуры применительно к
Астрахани. А вот гости из солнечного и горного города ………..
(вписать нужное) своими тут не воспринимаются независимо от численности.
Это уже культура перпендикулярная. А в некоторых случаях скорее бескультурье.
Так вот, ни среди казаков, ни среди членов РПЦ
наших кавказских товарищей нет и вряд ли появятся. Да и русской дореволюционной
грамматикой они в массе вряд ли в ближайшее время заинтересуются ))). То есть
иными словами ни под сенью РПЦ, ни в казачестве не встретишь наших большеисадинских
персов. А ещё их не встретишь ни в музеях, ни в театрах, ни в галереях. Ну не
интересуют эту публику места такого культурного досуга. Наших, тех кто
интегрирован, как говорится, в общество, интересуют, а тех кто интегрироваться
не хочет – не интересуют. А посему, можно сделать некоторый крамольный вывод:
(Ещё более тихим шепотом) Если вы ходите в места проведения культурного досуга
– в те же самые музеи-галереи, театры и библиотеки, приобщаетесь к
национальному культурному достоянию и наследию – вы русофил, ксенофоб,
славянофил, великодержавный шовинист и даже кирилловец-церносотенец. А если вы
ходите в эти заведения регулярно – как минимум один раз в месяц – вы
практически воинствующий национал-социалист, которого вот-вот закроют по статье
282…
Это было апропо. Вернёмся к разговору. К монологу.
Ну так вот, чтоб как-то развиваться, а не превратиться в примитивное
позвоночное, надо напрягаться. Последнее моё напряжение было в минувшую среду.
Напрягался я в сторону кремля. А конкретно в сторону Цейхгауза. Как и обещал
общественности.
Если изложить кратко суть нижеследующего текста
для тех, кому мои эпистолы читать напряжно ввиду их нелаконичности – Ахуенно!
Всем фтыкать завтраже! Билет полтинник.
Для неторопливых читателей разверну мысль и
растекусь по древу.
У меня в личном фотоархиве сохранилось некоторое
количество фоток, которое я успел сделать, когда непокрытые стены с поблёкшими
надписями сталинских времён, стоящие во глубине кремлёвской территории, были
главным, центральным сральником города, как впрочем и ниши кремлёвских стен.
Олдфагам это рассказывать не надо. Тогдашняя администрация кремля, видимо,
свято была уверена, что советские люди не срут. Поэтому сортиров – во всяком
случае для посетителей – на территории кремля не было. Официальных. Но это было глыбокое заблуждение, систематически
опровергаемое эмпирическим путём самими советскими людьми. И в частности в
черте тех самых стен. Тогда я не знал о существовании никакого цейхгауза. Для
меня тогда это был, судя по надписям на стенах, цех ремонта артиллерийских
запчастей, пушек там каких-нибудь, или наконец автомобилей прикреплённых за
военной частью, базировавшейся в кремле. Архитектура здания ничего не говорила
мне о его старинности.
Я застал это сооружение уже совершенно запущенным,
разрушающимся и практически предназначенным для сноса. И как я думал, в таком
состоянии оно находилось, ну, наверное, минимум с 1958-го
кремлёвско-реставрационного года.
Однако позже, когда на глаза стали попадаться
фотки советского периода, оказалось, что до сравнительно недавнего времени цех
этот был в приличном состоянии и даже с полноценной крышей, которую хорошо
довольно видно на многих и официальных и любительских фотах.
Не буду я тут описывать ни историю новейшей
реставрации кремля, ни историю самого цейхгауза. Это интересно, но данного
повествования не касается. Желающих могу отослать в магазин, для покупки книги
«КРЕПОСТЬ» издания нашего зайцевского агентства пропаганды. Книжечку эту я
рекомендую купить, ввиду вящей её полезности и действительной ценности для интересующихся
краеведеньем. Кроме того, это один из продуктов агентства пропаганды, за
который Зайцеву хочется похвалить и дать ей какую-нибудь медальку, ибо в
основном, за редчайшим исключением, то что они «рожают», полная, бесполезная
для общества хрень и презенташки, которые важные дяди дарят друг дружке по
праздникам. «КРЕПОСТЬ» же действительно полезная книга, в которой подробно и
компетентно рассказывается история территории кремля за весь период
существования.
Так… Я
отвлёкся. Зайцева, с вас платный аккаунт на год за рекламу книжки.
Шли годы.
Смеркалось.
Кому-то из руководства в просветлённую голову его
стукнуло сатори о положении дел с выставочными площадями в городе. Не знаю, кто
был этот садхак, но в глубине души надеюсь, что это была Ирина Вячеславовна.
Хотя далеко не факт.
Кароче, кто-то вдруг наконец понял, что «А с выставочными
залами-то у нас оказывается жооопа!!!» То есть, если честно, их практически
нет! Есть экспозиционный пупырышек на Розочке – в бывшем фотомагазине. Есть
попутные выставочные зальчики, вернее коридорчики, вернее стеночки коридорчиков
в Крупе. Бюджетные такие. Есть, так сказать, выставочная площадь в Тетюшинова
доме, под экспозиции не заточенная в принципе сама по себе. Есть наверное,
возможности делать выставки в каких-нибудь спортивных объектах типа Звёздный
или Динамо, но это вообще бедственная
хрень какая-то, которая только
подчёркивает ненужность культурной сферы и её роль, как роль приживалки в нашем
спортивно-насыщенном, благодаря Путину, бытии.
Была ли дадена отмашка местными, или москали,
составлявшие план последней реконструкции кремля это предложили, а наши не
завернули это предложение – я не знаю, но очень мудро, как показало время, было
принято решение из главного кремлёвского сральника сделать выставочный зал.
Ребята, это было абсолютно правильное, мудрое и
прозорливое решение. Я шёл туда пазырить, чо к чему – с большим сарказмом. Во-первых,
откровенно говоря, мне было интересно посмотреть, можно ЛИ было в принципе -либо
сделать из этого мегасортира советских времён? Во-вторых, мне было – ввиду
болезни оптимизмом – интересно посмотреть, если можно - то что именно? В-третьих
– какая лажа и какие идиотские недоработки были в процессе проектирования и
строительства?...
Ей богу, когда я оказался внутри, я понял, что
гневно обличать и тролить причастных к созданию этого выставочного центра я не
смогу. В голове у меня на момент посещения существовал образ того, что я могу
там увидеть, косяков и минусов как в архитектурной, так и в экспозиционной
части, но увы… по сравнению со срамом,
который я предполагал там увидеть – Выставочный комплекс ПРОСТО АХУИТЕЛЬНЫЙ!!!
Во-первых, он большой. Он реально для Астрахани,
слава богу, гигантский. Наверное, каждый хотя бы раз был в тех руинах, которые
там существовали долгое время. Сейчас – скорее всего из-за того, что там
возвели крышу и облагородили всё – это здание ощущается несопоставимо огромнее,
чем прежде. Но этот гигантизм пространства не просто оправдан, а давно для
города необходим. Желаем и ожидаем. И ни у кого не поднимется язык обвинять
этот выставочный зал в масштабности и уж тем более ненужности, как это было с
ёперным театром.
Во-вторых – мне очень понравилось, что этот
комплекс состоит какбэ из двух частей. Вход в него не с торцов здания, а с
длинной стены. Входя, попадаешь в такой предбанничек, где сидят тёти с билетами
и бахилами, из которого входы в левую и правую части здания. Левая часть кажется
чуть меньше. Там – ну во всяком случае на тот момент, пока я там был – некий
зрительный или презентационный зал. Со сценой, стульями, антресолью для
звукача. Всё это мобильно и насколько я понял, легко при необходимости
убирается. И по моему мнению ещё один презентационный зал в городе совсем не
лишний, тем более он относится к ведомству культуры. Не исключаю, что в
следующей конференции «Астраханские краеведческие чтения VI» он будет задействован на полную
катушку. Да собственно Цейхгауз может вместить в себя все секции «Чтений» чуть
больше чем полностью. Наверное летом там будет прохладно, потолки высокие, и
проблема с духотой и нежелающими работать от этого сплитами там решится
совершенно. Время покажет.
Правая, большая часть отдана под экспозицию. Но вопреки
моим ожиданиям в этом зале не одна экспозиция, а четыре. То есть этот большой
зал поделён мобильными стенками высотой метра наверное 3-4 на несколько
пространств. В этой части одновременно проходит 5 выставок. На каждую билет
стоит питьдисят (50) рублей. И все выставки – что особенно доставляет –
абсолютно разноплановые. Я про них чуть ниже расскажу поподробнее.
В третьих - мне понравилось визуальное решение
Цейхгауза в общем. Там нет пластика. Там нет сайдинга-хренайдинга и прочих
новых материалов. Там нет нарочитого украшательства и декора под старину,
который логично можно было ожидать. Там всё, скажем так, допустимо аутентичное.
Стены не оштукатурены, а покрашены белой краской. Фактура кирпичной кладки не
спрятана стыдливо дизайнерами, а почти гордо выставлена. Потолочные балки по
всему пространству помещения подпирают колонны из дерева. Обработанные конечно
всякими составами противопожарными и прочими, но некрашеными и так же не
скрывающими фактуру самого дерева. Потолочные балки – та же фигня. На окнах
изнутри помещения ставни. По моим соображениям – вот если бы этот выставочный
зал делали в ТЕ времена – он вполне мог бы выглядеть вот именно так. Это было
бы, конечно, вопреки всяким там ампирам-классицизмам, которые были модны, но
вот такое решение дизайнерское – ящитаю, с учётом того что это бывший цейхгауз
– абсолютное попадание в точку.
Но самое главное во внутренней отделке – то что
меня растрогало и умилило до слёз (хны-хны-хны) на стенах восстановлены надписи
советско-сталинской поры, когда там было что-то очень артиллерийское. Опять же
всякий, кто эти руины посещал – эти надписи вспомнит.
Это так приятно, это так мило, что не забыто, не
закрашено, не проигнорирован целый период в жизни этих стен, когда они были не
складом, а чем-то таким божественным в военном смысле. Артиллерия – це ж бох
войны! Это красноармейское сталинское граффити воспроизведено не буквально, и
кажется даже не на тех же местах, на которых было раньше, но смотрится очень
аутентично. За это отдельный респект и уважуха дизайнерам и восстановителям!!!
Если надумаете дописать недостающее – обращайтесь: дам то, что есть в моём
архиве в исходном разрешении. Самому расшифровывать - не до сук.
Теперь непосредственно о том, что там сейчас
выставляется:
А, да! Сразу вот что хочу сказать и всех призвать.
Поднимайте свои жопки, друзья, с дермантиновых диванчиков, берите денюжку и
топайте в цейхгауз смотреть на экспозиции. И вот почему.
Открытие этого выставочного зала, в рамках истории
культурной жизни Астрахани – это несомненное событие. Это вообще в истории Астрахани
событие. Такое же, как открытие ёперного театра. Кому-то зал понравится, кому-то
нет, кто-то останется равнодушным. НО! Сейчас в нём открыта первая экспозиция в
его истории!
Потом, через месяц и через год будут другие,
новые, интересные, скандальные и неоднозначные. Но ПЕРВОЙ уже не будет! Всё,
что будет потом – будет второе, и третье, и десятое. Поэтому – если хотите быть замешаны в
историческом событии – идите и посещайте, чтобы потом гордо и честно
рассказывать внукам о том, что в лохматом кхе-кхе 2013 году вы были на саааамой
первой выставке, которая проходила в …. этом самом… кхе-кхе….как его… ну…. В
том который в крепости здании… кхе-кхе… мать его за ногу…. проклятый склероз…..
Теперь я вкратце расскажу, чего там за выставки
выставляются. Вкратце – потому что про выставки не читать надо, а смотреть их.
Так же как и кино. Но для получения общего представления – вот вам типо анонс
того чего можно ожидать. Каминг сун.
Самая большая по площади экспозиция – это выставка
современной калмыцкой живописи. Звучит несколько напряжно: ну чо там в Калмыкии
может быть для меня интересного, а тем более среди современного. Ладно бы там
какой-то антиквариат, всякие там будды-кришнамурти… Однако я таки заблуждался. Современные калмыцкие
художники меня положительно порадовали. Не буду строить из себя пресс-секретаря
минкульта и нервно искать в интернетах фамилии художников. Они не важны. Но сказать
хотелось бы: среди выставленных художников большинство реалисты – и некоторое
количество соцреалистов, или во всяком случае наследников этого стиля. Что
лично меня не может не радовать. Сегодня часто термин «современный художник»
является синонимом «дегенеративного искусства», но не в данном, слава тебе,
калмыцкий бог, случае.
Картины в экспозиции представлены в соответствии с
хронологией отражённых в них событий. Начиная от старых времён и роли калмыков в войне 1812
года, потом ВОВ, мирный быт – старый и
новый, наши дни. Кароче сходите и посмотрите – не пожалеете. Только не бегите
по экспозиции. Рассматривайте картины. Не торопитесь. Там есть что
рассматривать – особенно картины, сделанные в технике «танка», но описывающие
военные события новейшей истории. Прикольно.
Вот вам несколько фоток с этой выставки
произведений современных калмыцких художников.
Эта выставка вся находится вдоль правой стены
выставочного пространства. Она большая.
Вдоль левой стены развёрнуто несколько мелких
экспозиций, но тоже интересных каждая по-своему.
Выставка, повествующая про Калашникова и
рассказывающая о его жизни. В витринах кроме книжек, почётных грамот, медалек с
орденами и юбилейных подарков лежат ещё и
АВТОМАТЫ!
ППШ, ДП, винтовка Мосина (она оказывается децльная
такая! Я думал боооольше.) Ещё там какие-то виды пулемётов – это то, что было
до Калаша, и некоторое количество разновидностей самого автомата и других
оружий, сделанных на его базе. Кароче, поцонам-школоте – самое то, а их папам и
дедам – вспомнить боевую молодость. Кстати, мой дед ППШ ругал. Говорит, клинили
часто во время боя, приходилось херачить его о бревно. Чисто по-русски….
Другая выставка – это модельки всяких разных
судов. Деревянных, с мачтами, пушками и прочими снастями. Как это делается – я
отказываюсь понимать. Вот что касается этой выставки – я тоже вас прошу –
НЕТАРАПИСА!!! Эта экспозиция по размеру небольшая, а экспонаты в ней уж тем
более маленькие, а поэтому всем процессом можно насладится только тогда, когда
въедливо и дотошно эти экспонаты рассматриваешь. Цинус модельно-карабельного
дела именно в мелочах – в буквальном смысле слова )))). Лично меня больше всего
поразили бронзовые (или медные) гвозди в палубных досках одной из моделей. Даже
задумываться не хочу как, а главное сколько времени, делается одна модель. Я
как-то делал обшивку корпуса одной масюсенькой яхты – настоящей. От трудов опух
весьма, а тут модель! Тут молотком и гвоздодёром не помахаешь. Кароче, плоды
трудов золотых рук корабельных мастеров астраханских представлены на ней во
всей полноте.
Третья выставка левой стороны – это предметы из
фондов Краеведческого музея. В силу того, что пока ещё никто не победил законы
физики, ограничивающие границы материального пространства – экспозиционные
площади Нашего главного музея - величина конечная. Иными словами говоря, в
краеведческом музее гораздо больше интересного, чем может увидеть посетитель,
купивший билет. Потому что дохера этого самого интересного лежит ещё и в
фондах, в запасниках, куда посетителей не пускают. Сейчас, наконец - с введением в эксплуатацию Цейхгауза -
возникла такая возможность: познакомить посетителей с фондовыми предметами. Ну
описывать, чего там есть – уж тем более бесполезно. Надо смотреть. Мне
понравился попугай, децльная курительная трубка в футляре и шикарная такая
ваза. Кароче, радость для мещанского глаза вам обеспечена. Жалко конечно, что
по прошествии этой выставки всё опять вернётся в фонды с глаз долой и
неизвестно когда опять станет доступным публике для обозрения.
Всё это надо выставлять каким-то образом и делать
постоянные экспозиции, но так как пока это сделать невозможно – придётся
внимательно следить за расписанием временных выставок Цейхгауза. Я надеюсь, все
поняли, что никаких постоянных экспозиций там не предполагается? Так что надо
теперь бдеть и следить за экспозиционным расписанием.
Пятая выставка – это фотографии нашей известной
всем фотостудии «Дельта»
В общем, результатом посещения нового места
культурного досуга я остался более чем доволен. Категорически рекомендую всем
подорваться с места и посетить оное ввиду приведённых выше причин.
Очень надеюсь, что любимое моё министерство мудро
выстроить маркетинговую и информационную политику раскрутки данного объекта,
как можно поспешнее захерачит красивый и грамотный сайт, если такового ещё нет
в проекте, и будет всевозможными способами информировать широкие пролетарские
массы о новостях экспозиционной жизни новорождённого выставочного зала.
Подключение традиционных СМИ – обязательно, как и живых групп в соцсетях – в
том числе и в ЖЖ, разумеется. И, кадры, напоминаю товарищи – кадры!!! Не стоит
перетасовывать старую колоду, стоит задуматься о введении новых персонажей, в
противном случае опять будет «Хотели как лучше, а получается – как всегда».
Мудрости руководителям и хорошей погоды посетителям-зрителям данного
очага культуры. Да-с.