четверг, 29 августа 2013 г.

Глазами Сенкевича. Саратов

Когда мы подплыли к Саратову я полюбил нашего Жилкина.

Я проникся самыми положительными эмоциями в адрес Боженова, и даже начал симпатизировать Столярову. А в честь нашего «концерна всея земли астраханской», решил учредить религиозную секту «Газпром Сенрикё» и по праздникам и воскресеньям за свой счёт распылять их газ в нашей подземке – переходе в ЖД вокзале.

То невнятное предупреждение которое прозвучало предыдущим вечером по корабельному радио и которое никто внятно не уловил приобрело плотские очертания и породило массу, блять, эмоций…


Несколько лет назад саратовская набережная была поделена на участки и отдана в частные руки. Ожидалось, как вы понимаете, что каждый владелец будет холить и лелеять свой участок, сажать на нём фикусы, мыть асфальт с мылом и следить всячески за ея состоянием. А за это на нём будут размещаться торговые площади владельцев, кафешки аля монмартр, наверное что-нибудь развлекательное – как в Волгограде – ну и прочие прелести которые мы можем себе представить.

Но произошло ровно то же, что произошло с нашим кинотеатром Октябрь, многострадальным училищем на советской, о котором мной и соратниками уже сказано-пересказано, и ещё многими государственными объектами переданными в частные руки: НИКТО НИЧЕГО там созидательного делать не стал. Права свои владельцы участков набережной реализовывали, обязанностями же манкировали. Администрация смотрела на это сквозь пальцы.

В результате набережная города Саратова пришла в состояние аварийное настолько, что пассажирские теплоходы не могут к ней приставать. Теплоход останавливается теперь на рейде и до него от набережной ходит трамвайчик «Волга». У нас таких не было и нет. Трамвайчик этот габаритнее известной нам «Москвы», но по структуре он такой же: вверху открытая палуба, внизу салоны. Один такой рейс до туристического теплохода и обратно обходится владельцам нашего Тимирязева в 10 тыщ.

Это Фото не моё. Автор Alexander-V-Sh 




Внешне разруха на набережной не заметна, как не заметна и какая-либо туристическая и даже просто социальная инфраструктура. В обозримом пространстве я насчитал три лавочки. Поэтому и наш Культорг Света и предупредила всех – пойдёте гулять по городу рано не приходите – сидеть, в ожидании рейса на теплоход на набережной не начем.

Под тряпочными балдахинами торгуют сувенирами у самой трамвайчиковой пристани. Кажется три торговых точки. И кажется есть там закусочный шатёр вроде нашей «Жопы за углом», которая когда-то стояла в сквере кирова. Всё. На этом приветственность Саратова к туристам заканчивалась.

Сейчас вроде как администрация города стала отбирать в зад участки у частников, но толку от этого, как вы понимаете мизер. Отмазон точно тот же, что и у наших: нет денег на реконструкцию.
Когда я с гордостью своей попутчице похвалился, что наш дорогой губер прибёг к помощи нашего же концерна, и тут же хотел было посочувствовать по поводу отсутствия такого у них – попутчица меня осадила (тоже с гордостью): Да есть у нас тоже Газпром!

Я остался в недоумении, но потом порадовался, за крепкую интеграцию астраханского административного аппарата и крупного бизнеса.





В общем, пока нас перевозили на «Волге» на берег, я узнал от саратовских попутчиков все эти частности, попрощался с некоторыми, которые сходили на берег  ввиду окончания рейса, и приготовился знакомиться с достопримечательностями.

Надо сказать, что экскурсия в Саратове предлагалась всего одна. Но большая! О трёх пунктах. Угнетало то что времени было в обрез, и проходили осмотры почти беглой рысью. И никакие пункты связанные с Николаем Гавриловичем в неё не входили. Поднявшись от пристани к памятнику Юрию Алексеевичу, мы погрузились в транспортные средства оснащённые, слава богу, кондиционерами, и двинулись по извилистым саратовским дорогам к неведомым саратовским достопримечательностям.

Пока едем, несколько слов о Юрии Алексеевиче. Тут к нему относятся с пиететом и почитают за своего. В 1951 году сабж поступил в Саратовский индустриальных техникум. В 1954 году он впервые пришёл в Саратовский аэроклуб, а в 1955 закончил техникум с красной коркой и впервые самостоятельно полетал на Як-18. Всего же в тутошнем аэроклубе он налетал в общей сложности 42 часа. Так что дорога к звёздам у него, можно сказать, началась тут – в Саратове. Тут же она в хорошем смысле и кончилась. В саратовскую область он же из космоса и шмякнулся, напугав кур и жителей села, с символическим название Смеловка…



В автобусе я, как самый умный уселся на задний ряд, что б коленки в спинку предыдущего кресла не упирались.  И не напрасно! По ходу обзорной экскурсии вдруг выяснилось, что с левой стороны автобуса вблизи нас, все стёкла белые и ровно половину из того на что нам указывала экскурсовод – посмотрите налево, посмотрите направо – мы видеть просто тупо не можем. Ни видеть не сфоткать. В первом пункте где толпа вывалилась из автобуса мы тёте-гиду на это дело пожаловались, она понегодовала и попросила шофёра окна протереть. Но шофёр обрадовал нас тем, что это не грязь, а разгерметизированный стеклопакет, ввиду чего хрен мы получили, а не знакомство со старой архитектурой города. Во всяком случае, половина экскурсии прошла мимо моих попутчиков таким образом.

Но не мимо меня!)))) Я ж сидел на последнем ряду! Я усё бачил в заднее стекло! И фоткал иногда.

Саратов город гористый, а маршрут у нас был очень извилистый. Пока мы ехали к первому объекту я малость позеленел, но не до критического состояния. Где-то далеко в подсознании начало формироваться понимание того почему именно Гагарин был первый в космосе, а так же горькое осознание, что космос пожалуй обойдётся без меня.



Первое место куда нас привезли находилось очень высоко над городом. Как оно называется я ввиду обозначенного позеленения организма не упомнил, но видами насладился. Посвящено оно было великой отечественной войне. Вид с площадки, на которой торчит длинная стела с летящими журавлями, изумительный! Я больше наслаждался видом и воздухом, чем слушал экскурсовода, поэтому по правде я ничего вразумительного про этот мемориальный комплекс сказать не могу.






Потом, мы спешно, ввиду ограниченного времени погрузились в запотевший автобус и миновав, увы, музей военной, и не очень, техники или нечто на него похожее, двинулись дальше. Всякие самолётики, вертолётики и военные машинки взывали к моему вниманию и как возможно, из заднего стекла автобуса я старался их запечатлеть.








Второй точкой нашей экскурсии была так называемая национальная деревня. Когда мы туда подъехали, из глубины памяти у меня всплыло, что вроде любимый мой министр с год  назад восхищался подобным креативом подсмотренным где-то, но был ли это Саратов или какой другой город отягощённый межнациональной толерантностью я не вспомнил.

Пока данный туристический объект деревней можно назвать с натяжкой. Фактически это две перпендикулярные улицы. Позже, в перспективе, это безусловно станет изюминкой саратовской туриндустрии, но пока это в зачаточной стадии. Но даже в том виде в котором это место есть сейчас оно однозначно представляет определённый интерес.

Подвезли нас вот к этому самому пересечинию улиц, которое есть и парадный вход в деревню и начало экскурсионного маршрута.



 Да. Ворота порадовали.




Вся названная деревня состоит из домов, вернее дворов, национальностей проживающих на территории саратовской области. Со всеми дворами ознакомится в желаемом лично мне объеме, нам не удалось. Цигель-цигель ай люлю… но из того, что видели запомнился конечно холяцкий двор. Никогда я не был  на Босфоре   в Диканьке, но моё представление о ней чуть больше чем полностью соответствует тому, что я увидел в национальной деревне Саратова. Это прекрасно!!!






Не хватало конечно кур бродящих по двору, свиней у корыта, Зои Фёдоровой с Пуговкиным танцующих «В ту степь» и Попандопуло с его «Одессой красной» с которой не по пути.

Не буду я тут отягощать содержание описанием всех увиденных усадеб. Тем более какая к какой национальности принадлежит я и не упомнил. Запомнились некоторые.

Грузинская довольно аутентична. Прямо по ходу экскурсии на ней велись строительные работы, но кажется уже внутри самого дома.



Армянская усадьба увы уныло-неубедительна.  Насколько я понимаю строения внатуре – в Армении -  строились из настоящего колотого камня. Везти его из исторических мест армянам показалось неоправданно дорого и они заменили его унылейшей, банальнейшей фасадной плиткой изображающей какбэ оригинал. Ну и получился в конце концов какбэ армянский двор.

Опять не моё фото


Юрта башкир собранная из современных материалов и стоящая к тому же во дворе заставляет напрячься, что бы похвалить её, но…. Ну пусть будет…

Насколько я понял, на данном этапе вход внутрь домов не предусматривается. Но сами дома – это не декорации, а вполне себе капитальные строения. Внутри домов ничего туристического нет. Экскурсионные объекты – это сами дворы. Заходя в них – чувствуешь себя несколько бесцеремонным гадом, мародёром, забравшимся в чужой двор после того как отступила из деревни красная армия, но не разграбила её ещё немецкая.

Если когда-нибудь весь этот проект будет доведён до ума – до первоначального, идеального замысла – когда музейным объектом будет являться не только деревня вообще и дворы в ней, но и каждый дом во дворе, с обстановкой, с народными интерьерами, печками там… спальнями, горницами  – это будет просто аааахуительно!!!!



Участки в этой деревне были розданы национальным обществам на условиях именно музеефикации. За счёт спонсоров или пожертвований эти дворы и строятся. Строительство этого населённого пункта далеко ещё не закончено. У меня твёрдое ощущение, что произойдёт это очень и очень не скоро. Поэтому дервня эта живая, развивающаяся. Может быть одна из немногих развивающихся деревень теперь в России.

В Организационные вопросы я не сильно вникал. При необходимости желающие всегда смогут на этот счёт найти инфу в интернете. Так как у нас ничего подобного на территории города строить пока, слава богу, не собираются – я в оргчастности и не вслушивался.

Впечатления у меня от данного объекта туриндустрии самые что ни есть положительнейшие. Идея – замечательная. Но главная ценность в том, что идею эту не заболтали, не пробросили, как наши идею с табличками на памятниках архитектуры, а по сегодняшним понятиям практически реализовали на 100 процентов.

....................................................................

И опять мы зеленеем в автобусе от саратовской топографии. Тётя экскурсовод рассказала нам, что маршрут наш согласовывался специально в ГАИ именно для того что б мы могли проехать там, где большому транспорту вообще-то ездить не положено. Если б ещё не белая хрень разгерметизировавшегося стеклопакета!...  Сейчас едем мы в секретное неведомое место с неведомым названием «ЛИМОНарий»…  Очень извилистый город Саратов! И по вертикали наш маршрут с большими перепадами и по горизонтали весьма извилист.

В саратовский лимонарий я вновь прибыл в весьма органичном для лимонария цвете –  зелёным.

Миновав привратников мы въехали на территорию … ну как бы завода. Кажется что в нём теплится ещё какая то жизнь. Проехав немного в глубь территории автобус остановился и мы от кондиционеров с сожалением опять вывалились во влажную липкую жару улицы. Гид провела нас дорожками ко входу в одноэтажное невыразительное промышленное здание. Я докурил и вошёл во внутрь.

Ищите – да обрящите!... На самом деле это невыразительное снаружи здание оказалось большой теплицей. Конечно не такой большой как те теплицы, в которых выращивают бледные зимние огурцы и безвкусные весенние помидоры. Нет. Да и промышленные масштабы тут никак не подразумеваются. Лимонарий – это исключительно научная организация, которая вынуждена в наши изобильные и чуткие времена зарабатывать на своё содержание сама.



Всё-таки наверное работникам было бы обидно если б они прочли, что я называю их детище теплицей. Надежда только на то, что никто из них сюда не забредёт.))) Но фактически – это именно теплица, потому что лимонные плодоносящие деревья тут холят и лелеят, наблюдают за ними, изучают, помогают и экспериментируют по-мичурински. Нет это не праздно-пассивный зимний сад, это именно научная организация. Там великое множество сортов лимонов и прочего цитрусового.  Разного размера, формы, цвета. Апельсины привитые на лимонное дерево. Бананы – тоже вероятно куда-то к кому-то привитые… Самозабвенный экскурсовод из местных – не исключаю что это был сам руководитель данной организации - вел нас по дорожкам и рассказывал так о своих питомцах, что очень хотелось стать лимонным деревом и остаться здесь навсегда. Этот чувак очень знает и очень любит свою работу. Он наверное очень счастливый человек – думалось мне.



Но самое главное в этом лимонарии знаете что?
Воздух! Даже не запах а именно воздух!
От него у меня моментально исчезло топографическое позеленение сознания и я плыл под этими листьями глупо улыбаясь и дыша. Та же гримаса была у всех соавтобусников, поэтому я был органичен в толпе ))))))))) 

Уходить от туда не хотелось. Купив напоследок гибких фирменных магнитиков и опечалившись о судьбе нашего гибнущего «октябрьского» зимнего сада, я выполз опять в саратовскую влажность и попёрся в автобус.

Кто-то из нашей группы – особо ботанического склада - волгоградцы -, не удержались и таки купили саженец плодоносящего лимонного древа.  Видел их потом сходящими – саженец был цел.

Дорогу к набережной мы преодолели ещё более витиевато. Был уже вечерний час-пик, и мы где-то даже постояли в пробках, но не опоздали к трамвайчику. Распрощавшись с тётей-гидом у того же шагающего бронзового Гагарина и поблагодарив за экскурсии мы стали спускаться вниз к пристани. На набережной я тоже кажется купил какую-то магнитную хрень рублей за 50, и жадно сожрав мороженку с толпой ставших уже практически родными попутчиков я ломанулся на трамвайчик.

Впечатлений в этот день было много. И думалось мне как Карле Марксу – башка пухла. Каждая из посещённых сегодня точек отсылала к Астрахани, рождала вопросы и нихрена не давала на них ответы.

Почему в Саратове эта высота, где стела с журавлями предполагает обозрение города, а наша кремлёвская, а теперь и монастырская колокольни – нет? Почему саратовцы реализовали идею с национальной деревней, а наши, вротмненоги, повесили таблички только на здания находящиеся в ареале обитания Жилкина и тем удовлетворились? Почему у саратовцев дошли руки и мозги сделать музей военной техники под открытым небом, а у наших ленивых хуеплётов сделать музей речного и рыболовного транспорта – куда уж более Астраханский музей! – мозга не хватает? Одинокий колёсный параходик на трусовсой стороне в конце концов сдадут на металлолом и будут сами же скорбеть – не уберегли…жаль…жаль… Почему у саратовцев на лимоны народ ходит и радуется, и благодарит и покупает саженцы, и между прочим лимонарий тот даааалееекоооо не в центре города!!!! А в нашем национальном достоянии – столетнем зимнем саду – пальмы мёрзнут и крокодилы дохнут? А сад у губера за стенкой!!! Не в Кирикилях, блять!

Ну что же это за хуйня такая, систематическая????  Ну кому, сцуко, гвоздь в башку надо вбить?....

Завидовал ли я? Да. Тогда я думал, что завидовал.


Но настоящая зависть началось потом. В Самаре.