понедельник, 26 августа 2013 г.

Глазами Сенкевича. Шлюзы

Мать-Родина относительно центра города находится выше по течению Волги. Мимо неё проплывают когда идут из волгограда в сторону Саратова, но не Астрахани.  Поэтому существует традиция бросать цветы в реку, чтя таким  образом память о той битве на Волге. Перед высадкой в Волгограде Светлана так же по радио всех об этом предупредила, как и о том, что неплохо бы было купить цветочки для исполнения этого памятного долга.



Цветы эти, в виде скромных букетиков, продавались тут же на пристани. Простые полевые цветы. Никакой роскоши, никаких бешенных трансконтинентальных доходов они не приносят, но не дают стать полными дебилами тем кто родился уже после СССР.  Стоит такой букет рублей по 50-100, сердобольные старушки получают какую то прибавку к пенсии а нам повод хоть как-то почувствовать себя причастными к «великим тем годам»…


При отходе от берега  по громкой связи теплохода включили старую, советскую фонограмму. Кажется в её записи принимал участие если не сам Левитан, то Игорь Кириллов - точно. Нашему нынешнему слуху избалованному всякими цифровыми форматами, очистками, и долбисораундами уже трудно на слух воспринимать весь текст, который был записан, кажется в 60 годах. Никто эту запись не пытался чистить, никто не пытался перезаписать заново. Но оно как бы и не надо. Наверное молодняка эта информация минует и даже покорёжит своим пафосным трагизмом, а мы… мы и так это помним, ибо слышали ещё овер 9000 раз. Это голоса и интонации нашего детства и уже ничем никогда их не заменить.



Когда Монумент появился вдалеке, драматизм радиопостановки достиг кульминации, все молчали, затем робко побросали букетики в воду. Волга бурлила, ветер дул, пассажиры провожали родину-мать глазами, а я сидел в креслице тут же на палубе и думал о том, что вот если она когда-нибудь от усталости материала всё-таки обрушится её сразу разберут и поставят на её месте какое-нибудь очень православное строение, или попытаются восстановить в прежнем виде, и если попытаются получится ли у них – у этих получивших за взятки свои дипломы сегодняшних студентов? Или вновь вы прибегнем к помощи наших ГДР-овских товарищей? Вот ирония то будет!... К тому моменту у немцев комплекс неполноценности закончится и наверное начнётся нетолерантный выпуск бюстиков бывших рейхсканцлеров и рейхсмаршалов…

………………………………………………….

Следующим  событием по пути следования предполагалось прохождение через шлюзы волгоградской ГЭС.  Я полагаю, читают меня люди взрослые, поэтому описывать что такое шлюзы и зачем они нужны будет лишним. Случайно забредшая сюда школота восполнит свои образовательные пробелы из Википедии.

Уверен в одном. Ни одно внушительное описание процесса прохождения через шлюзы не даёт и сотой доли того представления о этом процессе которое получаешь когда сам в этом процессе участвуешь. Единственное слово которым я могу характеризовать данный процесс – ЭПИЧНО.

На Волгоградском водохранилище таких шлюзов два. В каждом шлюзе по две камеры. Если всё же кратко объяснить моим неискушённым читателям, то…
Представьте себе два озера которые находятся рядом, но на разных уровнях. Если выпрыгивать из одного озера и лететь вниз в другое – то лететь придётся 45 метров (Высота Астраханской колокольни по разным данным 82 метра). Задача: Как трехпалубный теплоходик переместить из нижнего озера в верхнее?

Из нижнего озера пароходик вплывает в камеру. Камера герметично закрывается. В неё набирается вода.  Много воды. Пароходик, продолжая оставаться на плаву поднимается на 20 метров выше уровня озера из которого приплыл. Затем пароходик вплывает в следующую камеру, двери которой так же плотно закрываются. Опять наливается вода и пароходик так же оставаясь на плаву поднимается ещё на 25 метров, становясь вровень с верхним озером. Открываются герметичные ворота разделяющие вторую камеру и очеро и пароходик выплывает в верхнее озеро. Конец.

Выглядит же эта операция в натуре гораздо более масштабнее чем вы её можете представить прочитав предыдущий абзац.














Наблюдая за этим процессом я героически опоздал на обед, но в конце концов конечно набил брюхо с чувством выполненного долга.

Как это не странно, но чем дальше мы уплывали от Астрахани, тем теплее становилось на палубе, тем жарче становилось в каютах.  По радиосвязи нам анонсировали экскурсионные мероприятия назавтра в Саратове, и сказали ещё кое-что, смысл чего в полной мере я понял только когда мы приплыли в этот самый Саратов.

Безмятежность волжских просторов, палаточные городки туристов-дикарей разбросанные то тут то там по берегам Волги, вечерние посиделки на палубе – всё это благотворно сказывалось на моих нервной и пищеварительной системе. В дорогу я подобрал с собой старую потёртую книжку Селенского, до которой никак не доходили руки. Синтез содержания ея и окружающей меня среды – преотличный! Речные волжские просторы в рассказах про рыбаков, и в окружающей меня действительности создавали полный эффект присутствия на рыбацких промыслах описанных товарищем Селенским. Я открыл новый вид искусства - 3D повесть.


Назавтра подразумевалось посетить отечество почти родного нам, астраханцам, человека – Николая Гавриловича.