воскресенье, 25 августа 2013 г.

Глазами Сенкевича. Волгоград

Уже покидая Астрахань я решил, что Волгоград будет обделён моим туристическим вниманием. Не из-за вредности. Из осведомлённости. В Волгограде я был уже наверное раз пять. Всё это были краткосрочные однодневные визиты, в которые я каждый раз отдавал дань памяти и посещал то мамаев курган, то музей панораму, то оба объекта вместе. Во всяком случае у матери-родины я бывал во всякий визит. Так как принципиально ничего от теперешнего посещения города героя я не ожидал, то и от посещения этих туристических объектов я отказался с самого начала. По умолчанию, так сказать.

Однако вечером предыдущего дня, после зелёной стоянки наш культмассовый сектор меня озадачил. Кроме предлагаемой экскурсии в музей панораму нам предложили ещё одну – в волгоградский планетарий, чему я малость удивился, так как стереотипно полагал что никаких других туристических объектов в Волгограде нет.


Тут должны бы сейчас в блог ко мне понабежать  волгоградцы и, со словами «Да вы не представляете сколько у нас музеев-галерей!...» закидать меня говнами. Винюсь: да, не знаю. Понятия не имею. Именно поэтому отчасти понимаю желание некоторых ваших инициативных товарищей в прошлом году сделать ребрендинг города и увести его от образа великой братской могилы. Понимаю, но не разделяю методы, которыми это пытались сделать.  Как и везде идеи у вас зреют, стратегия же реализации хромает на все 4 ноги.

Ну так вот. Планетарий. Экскурсия предполагалась пешеходная по небольшой части набережной, которая завершалась посещением неведомого планетариума. Скажу, кстати ещё о том как проходит организация экскурсий на теплоходе.

В предыдущий экскурсии день, по радио объявлялось какие предлагаются экскурсии и их стоимость.  На вахте, пардон рецепшене, лежали листки с наименованиями предлагаемых экскурсий и желающие должны были подойти и Вписать туда свою фамилию, номер каюты и количество человек. Позднее, часов 5, в музыкальном салоне на белом рояле, Светлана принимала у нас денюжки, делала пометку в листочек и раздавала нам билеты. Скорее даже не билеты а талончики с названием теплохода и экскурсии: «Тимирязев. Планетарий». Эта, планетарная экскурсия в Волгограде стоила 350 р на рыло, прочие в остальных городах по 400 рублей.

 К моему стыду я никогда не был в планетарии. Ни в каком. Даже в нашем астраханском.  Где он у нас растёт я конечно знаю, но вот чего там внутрях – понятия не имею. Ровно так же как понятия не имел, чего ждать от волгоградского.

В Волгоград мы прибыли утром. Часов кажется в 9. Спешно слопав объемный завтрак в половине девятого , а прием пищи там проходит в две смены, к девяти мы были на пристани. На набережной. Света передала нас под опёку местного гида и мы без спешки, но и особо не тормозя пошли за ней. Поднялись по великим ступенькам парадного входа в город с набережной, взяли вправо. Прошли мимо оперного театра, потом дальше по алее, мимо головы Эдмундыча, до танковой башни.

Конечно я пересказывать экскурсию не буду. Хочу отметить момент, который меня порадовал и который огорчил. Тётя экскурсовод рассказала нам что в ближайшее время планируется реконструировать в Волгограде тот самый фонтан «Крокодил» известный всему миру по снимку военной поры. Дети водят хоровод вокруг крокодила.  Снимок сделан после первой чудовищной бомбёжки Сталинграда и противоречивость фигур весёлых танцующих детей на фоне уничтоженного города впечатывает эту фотку в память навсегда. Фонтан стоял раньше у ЖД вокзала (он находится в центре города) после войны был реставрирован, но в 51 году разобран.



Теперь этот фонтан предложил реконструировать заново  известный мотоциклетчик Хирург и взял на себя весь организационный геммор. Так как Хирург, как выяснилось, друг Путина, сие начинание препятствий не нашло, было поддержано (искренне) общественностью и буквально вчера – 23 августа – в день той самой бомбёжки, фонтан уже открылся. Был Путин.  

Меня, конечно, данный факт порадовал и тоже искренне. Я ничо не буду говорить про достоверность данного новодела, а особенно я не буду говорить про любимую ныне прожектёрами гранитную плитку – такую аутентичную для скульптуры 30-х годов, которой облеплен постамент. Даренному коню в зубы не смотрят. Но ни Путин, ни Хирург, ни кто другой на за земле не знает того, что знаем только мы и волгоградцы: фонтан этот работать не будет. В день своего открытия он работал первый и последний раз. Советую волгоградцам почаще приглашать в город президента. Чтоб фонтан почаще работал.

Огорчила же меня набережная. Не вся конечно. На всей я не был. Вот этот заглавный портал ведущий от Волги в город огорчил. Очевидно, что этот, без преувеличения, величественный комплекс – особенно это видно при подходе теплохода к городу - был задуман архитекторами как часть всего комплекса набережных строений. И весь советский период задумка архитекторов сохранялась усилиями и жителей города и начальников бдящих за видом города в самом Волгограде…

Но случилась беда. Времена изменились. Сейчас на площадках этой лестницы пожизненно стоит луна-парк: качельки, карусельки, машинки, батуты эти надувные. А сзади них конструкция, из которой во времена народных гуляний насколько я понимаю сотворяется сцена и на которую вешают праздничные открытки размером 100 на 200 метров. Подобная конструкция у нас за Петром первым в день города ставится. Но в волгограде она не убирается ибо габаритна весьма.

И вот этими мелкими колючками технических конструкций напрочь разрушена вся композиция архитектурного замысла. Не смотрятся эти ворота в город боевой славы как единый комплекс. Скорее теперь это лунапарк на руинах акрополя, который занял каждый свободный от сталинской архитектуры кусочек земли.

Меня это не бесило. Нет. На меня это так морально давило, что я это видеть даже не хотел. У меня фоткать этот вид рука не поднялась. Мне стыдно было на это смотреть, как стыдно смотреть на обоссавшегося алкаша. Нижеследующее фото не мое, но иллюстрирует сказанное чуть больше, чем полностью.



Волгоградская пафосно-героическая набережная не изуродована. Там ничего не снесено и не утрачено невосполнимо. Она загажена развлекательными заведениями. Очистить её от них – дело одного дня. Но на это нужно желание. Или понимание идиотичности ситуации.


Весь этот шоубизнес имеет право быть где угодно, кроме этого места, мамаева кургана  и обозначенных мест связанных со сталинградской битвой …