Итак,
на следующее утро – первое утро путешествия - от ночной предштормовой погоды
следов не осталось. Был светлый, и даже жаркий денёк. Мы как-то привыкли, что
если в ночь садишься на поезд, то рано утром ты уже в Волгограде. Бумажки с
расписанием остановок полученные в «Стрельце» при покупке путёвки у нас конечно
были на руках, но никто в них не полез,
и поэтому часть граждан полагала что с утра, или в крайнем случае к обеду мы
будем в Волгограде.
Поэтому
было достаточно удивительно, что с утра мы даже ещё не выплыли из рубежей
астраханской области. «Тимирязев» пристал к большому двухэтажному дебаркадеру. Полному
аналогу тех, что когда то стояли вдоль набережной волги. Взгрустнулось конечно
по этому поводу.
Подсобрав
фотоаппаратик, денюжку и бутылку водички я вместе с сопровождающим лицом ностальгируя
перешагнул по мостку на пристань. Ну это у всяких водоплавающих «дебаркадер», «сходни»,
«ходят», «конец»… Я не матрос, я пассажир. Поэтому у меня «пристань», «мосток»,
«плавают» и «верёвка», ну в крайнем случае «канат». Я лицо гражданское поэтому
меня при пожаре выносить первым, или во всяком случае после беременных детей.
У
пристани вдоль берега располагался рыночек. Продуктовый. Много торгуют с машин,
но есть и стационарные, насколько это можно так назвать, прилавки. Торгуют в
основном рыбой. И жерихи и копчёная и солёная и даже у нескольких видел икру в
банках. И красную и монохромную. Уж кто его знает чего там за икра, но так как
покупка оной в мои планы не входила я даже и не приценивался.
В
мои планы входило посетить наконец место, мимо которого я уже наверное раза
четыре благополучно проезжал на автомобилях и не посетил его только потому что
торопился. То в Ахтубинск, то в Знаменск, то обратно в Астрахань. Никольскую
церковь. Сооружение это большое, видное издалека, с достаточно интересной но и
довольно банальной судьбой для всех церквей переживших эпоху исторического
материализма. Надеюсь на гугле вы не забанены, поэтому пересказывать эту
историю я тут не буду.
На
пристани висит табличка «до храма 25 минут пешком». Однако для ленивых или
неуверенных в своих топографических способностях туристов, жители сделали ход
конём, и предоставили транспортные услуги. На берегу мужики с ключами на пальце
предлагают вас за полтинник довести до храма подождать и привести обратно.
Стараются конечно набрать весь салон. Итого 200 рублей за рейс. Всё почти как у
нас на вокзале, но несколько более лилипуточное.
Мы
с сопровождающим лицом были самоуверенные жмоты, поэтому селянам от нас ничего
не перепало. Узнав направление, мы пошли
пешком. Миновав рынок, так же вдоль бережка, в направлении двух оргомных, типо
нефтяных цистерн, мы дошли до поворота ведущего в село и бодрой рысью преодолели
названное расстояние. Собственно за весь путь этот поворот оказался
единственным, не считая поворота от центральной дороги к церкви . На весь путь
ушло действительно минут 20.
Да.
Для села это культовое строение действительно циклопических размеров. Никак не
сельских и не областных. Такое впечатление что Никольский храм кто-то спёр в
каком то городе и привёз в родную деревню.
При всей громадности храм внутри оказался почти готически мрачен. Не по
архитектуре – по настроению. Синего цвета стены украшены какими то дежурными
крендельками. Только полукруглые образа на стенах выдают реставрационные работы
проводившиеся здесь со времени открытия. В середине церкви от пола до купола
сейчас стоят цилиндром строительные леса укутанные километром целофана. Идёт ли
там роспись купола, или штукатурят потолок ввиду протёкшей крыши мне так и
осталось неведомо.
Храм
действует, и похоже основной доход получается именно от проезжающих вояжёров. У
сельпо стоят тачки с номерами из самых разнообразных регионов. Строится, помню, даже вроде как забор
огораживающий прицерковную территорию,
но до гламурной столичной лепоты ещё, кажется, годы реставрации.
Территория
прилегающая живописна весьма. Пробираясь к церкви через эти сарайчики-чуланчики-сортирчики
я сразу вспомнил фильм «мой друг Иван Лапшин». Теперь знаю где надо снимать
москальским режиссёрам Астрахань 20-50-х годов.
Сопровождающее
меня лицо, как местами верующее, купило свечку, вставило её куда того требует
традиция, и мы подорвались обратно на пристань. Пока шли обратно по тем улицам
селения, меня терзала ностальгия по дням проведённым в колхозе в школьную пору.
Та же пустынность, одноэтажность, замершее где-то в середине 70-годов развитие.
Заметил на улицах необыкновенно много того транспорта которого в городе не
видел уже давно – мотоциклов с колясками. Очень много! Может быть столько же
сколько сегодня в Астрахани осталось. Это и таксомотор, и торговая точка, и
грузовой транспорт. А вот ассортимент на вещевом рынке, через который проходит
дорога, ровно тот же самой что и у нас на Кировском.
Вернулись
на теплоход мы наверное за полчаса до отплытия. Мучимый жабой я всё-таки
осчастливил пейзан покупкой 5 вобл и на этом свой вклад в развитие Никольского
региона посчитал исполненным.
Под
наше чавканье лоснящимися тушками теплоход отплыл от пристани в направлении Волгограда.
Через
три часа нас постигла настоящая зелёная стоянка где-то кажется у впадения Ахтубы
в Волгу.
Культмассовый сектор объявил что на бережку будет проводится конкурс песчаных
скульптур. Я в нем участвовал, но на стадии голосования. А на самой стоянке
пинал ногами веточки, мял песочек и созерцал безбрежные волжские просторы.
С
удивлением заметил, что на пристани и на самом берегу тоже наверное селяне из
прибрежных деревень торговали мехами и шубами. Прям на песочке дяденька
поставил вешалку с шубой и впаривал её полуголым туристам. Не исключено что
бизнес идёт ибо ассортимент широк.
В
общем, отмыв от песка конечности мы вскоре поднялись на дебаркадер, прошли
сквозь СемёнМихалыча Будённого и оказались в своих номерах. Вечером, в
кинозале, подвели итоги конкурса и победителям раздали внутритеплоходную валюту
– «Тимики» и «Рязики», на которые в конце круиза особо активные во всяких
конкурсах пассажиры должны были получить каддилак, дом на багамах,
нефтяную вышку, набор чехословацких фломастеров или ГДР-овскую зубную
щётку.
К
вечеру похолодало, но не так как вчера – терпимее. Поучаствовав в мероприятиях
культмассового сектора мы организованно, разбрелись по каютам, послушали на
ночь поучительно-филосовскую сказку по местному теплоходному радио рассказанную
той же Светланой и сравнительно быстро задрыхли, в предвкушении встречи с
городом-героем.