среда, 24 июня 2015 г.

Астраханский столб

Повествования подобного рода почти всегда начинаются одинаково: «Однажды…» ,« Совершенно случайно...». Нет. Это не избитый речевой оборот. Всё так и есть на самом деле.  И натыкаются на всякие интересные  артефакты, лежащие на поверхности городов именно так - однажды и совершенно случайно.

Итак, однажды, прогуливаясь по Большим Исадам… впрочем, вру. Что я, дурак что ли ПРОГУЛИВАТЬСЯ по Большим исадам? Тоже мне, лунапарк, блять….
В очередной раз затарившись жратвой в нашем остораханском заповеднике, я направился на маршрутку. Руки у меня от поклажи уже удлинились сантиметров на 20, и перед последним рывком к маршруточной остановке я остановился передохнуть в тени дерев недалеко от главного старинного корпуса – почти ровесника отмены крепостного права.

Меж тех дерев узрел я странный столб, аналогов коему в городе не наблюдал никогда и ни в каком месте. К нему вверху тянулся провод от дома, стоявшего через дорогу, а внизу на нем оставался пустой железный короб вроде тех, в которых ныне прячутся электрические рубильники. Отнести это произведение электрического искусства можно б было б и к тридцатым годам минувшего ХХ века, если б не верхушка этого индустриального креатива, сорвавшаяся со столба и висящая на проводе и честном слове между ним и близстоящим деревом. Слишком уж эта верхушка в дизайне своём была… не пролетарская, не артдекошная и не соцреалистическая. Не советская.


Долго и внимательно смотрел я на этот столб. Я его выучивал. И почти выучил. И он меня заинтересовал. Та волгоградская зависть из детства где-то внутри дрогнула, вздохнула и затихла опять…
На следующий день я, совокупно в фотоаппаратом, вновь вернулся на то же место. Персы-торговцы было напрягались, когда замечали у меня в руках фотоаппарат, ибо все обитатели – не взирая на национальности - Больших Исад до сих пор  полагают что люди с фотоаппаратами желают украсть у них душу. Но когда они видели, что мои фотоинтересы на гомосапиенсов не распространяются – расслаблялись и переставали меня замечать. А я фотографировал столб. И висящую верхушку.

Я стал вдруг чудовищно неравнодушен к этому столбу.

Спустя ещё несколько ней я занялся тем, что в юридических кругах называют опознанием, а в музейных – атрибуцией.

О! Атрибуция это страшно интересное дело и переживательные переживания, сопутствующие ей, доходчиво описать нельзя. Те, кто никогда не находил искомое по документам и фотографиям, этого не поймут. Начал я, конечно, с письма представителей фирмы Эдиссона в нашу городскую управу. Потом порылся в истории фонарных столбов по интернетам, в надежде найти что-то похожее. Потом  зарылся в ещё более глубокие дебри истории уличного освещения вообще и электрического в частности… Нашёл конечно много интересностей, которые, впрочем, отношения к большеисаденскому столбу не имели никакого.

Волгоградский селитёр зависти попинывал меня изнутри, то и дело ворочаясь.

Передохнув с месяц от изысканий, и перебрав алгоритмы поиска, я вдруг пришёл к элементарной мысли: а давайте-ка дорогой товарисч Бронштейн, углубимся в наши, всем известные дореволюционные фотографии. Может быть, там мы сможем найти ответ на вопрос, как этот столб выглядел раньше, чего в нем осталось целого, а что безвозвратно утрачено? И для чего он служил – для освещения или просто был линией электропередач, значительно более скромной, чем те, чо мы знаем сейчас – тем более что технически он довольно-таки эти линии напоминает.

Бог мне в помощь, и книжка Х.А. Дубина, с великим количеством дореволющионных видовых открыток. Все они, сосканированные, лежат в архивах на моём сайте (это ща была реклама).
Ну так вот. Оказалось, что до революции в Астрахани электрические столбы были в ассортименте. И были они значительно величественнее, чем тот столб, о котором речь.

Конечно, были тогда уже те деревянные столбы, которые мы все застали – бревно, привязанное к свае, или другому бревну врытому в землю..



Помимо них, были маленькие осветительные фонари – масляные или керосиновые, большие, высокие – уже вполне электрические.




А были прямо-таки исполинские  - аналоги сегодняшних высоковольтных линий электропередачи – самые высокие столбы с поперечными планками вверху, на которых располагались керамические «стаканы», к которым крепились провода. Планок таких было на каждом столбе помногу: 15, 18 и даже 28!



Пересматривая старые астраханские открытки, я, конечно , увидел и братьев близнецов того столба, который остался стоять на Больших Исадах.  К удовольствию своему я понял, что столбы этого типа – самые оригинальные из всех опор, которые тогда были. По всему городу – судя по открыткам, - их было великое множество. Но логика их расположения мне была непонятна. На некоторых фотографиях  их было множество. На некоторых – ни одного.

Моргая в мониторе старинными открытками, я чесал репу, мучаясь вопросом «Что же это за столбы, блять….» ровно до тех пор, пока не наткнулся вот на эту фотографию.





Свежая мысль посетила моё великое чело, и с этой догадкой я в очередной раз  бросился пересматривать открытки. Предчувствия меня не обману-ли!
На тех открытках, где в изобилии присутствовали искомые столбы рядом, между ними всегда пролегали трамвайные рельсы. Получалось, что по чистой случайности в нашем городе сохранился единственный столб-опора электрической линии  трамвая.

Тогда, в начале, столбов этих действительно было множество, и выглядели они вот так.














Сейчас такой столб остался один. И поэтому фактически это музейный экспонат, который, по чистой случайности, до сих пор не поставленный на учёт соответствующими структурами.








Хочется, конечно, сгоряча написать, что это единственный столб подобного рода во всей Руси-матушке. Хотя и исключать этого я тоже не буду. Во всяком случае, со временем найдутся или опровержения, или доказательства этой мысли.

Таким образом, можно резюмировать следующее: на сегодня в нашем городе Астрахань имеется столб, который старее Сталинградского. И не только старее, но и в своём роде эксклюзивнее. Ибо просто электрические столбы – они универсальнее, а поэтому более долго живучи, чем  «узкоспециальные». Столб этот – единственная сохранившаяся в России железная опора для электролиний первых трамваев. Да-да. Именно так я и предлагаю считать – Единственная сохранившаяся в России – во всяком случае, до тех пор, пока не будет доказано обратного.

Сейчас, когда вы читаете этот пост, вы не чуете засады. Не злой, коварной засады, а напротив – доброй, интеллектуально-исторической. ))))  Дело в том, что сегодня – 24 июня (по новому стилю), в 9 часов утра, астраханскому трамваю исполнилось 115 лет.

Таким образом, единственный дореволюционный столб, сохранившийся в Астрахани, можно датировать с точностью до часа.)))  115 лет назад он стал приносить пользу. По моему мнению, и я больше чем уверен, по мнению многих – если не всех краеведов нашего города, этот исторический артефакт безусловно заслуживает того, что бы быть сохранённым в фондах нашего замечательного музея-заповедника.

Да. Вот такой я борзый. Беру на себя ответственность говорить за многих краеведов. Но что делать, если многие из них к этим нашим интернетам относятся довольно опосредованно. В силу занятости ли, в силу возраста, но, увы, немногие из историков края почитают нас своим присутствием.

Кароче говоря. Я прошу и призываю нашего нового мэра, не запятнавшего себя равнодушием, и всех ответственных товарищей, поспособствовать  тому, чтоб этот ценный исторический артефакт был аккуратно ИЗВЛЕЧЁН из земли, и передан в фонды Астраханского краеведческого музея, откуда весьма целесообразно поместить его во дворик  музея истории города  (бывший музей Ульяновых), для пополнения экспозиции «История Астраханского трамвая», которая там проходит, как нельзя, кстати.

Обращаю внимание на то, что сегодня эта опора в силу понятных причин абсолютно не функциональна, и не смотря на тянущийся к ней провод скорее всего вот уже лет 50 как полностью обесточена.  Напоминаю, что декоративная верхушка этого столба сейчас сорвана с надлежащего места и висит на честном слове, а поэтому надо тщательнейшим образом проследить, что б она не пропала во время транспортировки.
Особо обращаю внимание, на то, что несмотря на определённые сложности, 115-ти летнюю трамвайную опору надо ВЫРЫТЬ из земли, а не тупо срезать болгаркой. Опора целая, не нарушенная, и со временем, безусловно будет восстановлена в первоначальном – в вертикальном виде, в экспозиции под открытым небом на территории упомянутого музея.
Я категорически настаиваю на сохранении этого артефакта в целостности и сохранности, несмотря на то, что пленным таджикам, которые будут заниматься демонтажём, будет жарко и потно это делать. Похуй! Это наша история, к которой надо относиться с пиитетом.

Прошу сочувствующих данной идее товарищей блоггеров, обратить внимание товарища Полумордвинова на данный пост. Мэр, кажись, есть в твиттере, но можно и любыми доступными и удобными для вас способами.

Так как я лицо неофициальное, законспирированное, не в меру скромное и разоблачаться не желающее – никакого официального запроса и обращения к мэру я составить не могу. Если это всем (включая музей), кроме меня глубоко похуй – так тому и быть – пусть этот возможный экспонат спилят чурки и сдадут в металлолом, что очень вероятно.

Если нет – давайте сообща приложим силы к сохранению единственной в России дореволюционной трамвайной опоры. Впрочем, я свою часть работы сделал. Теперь дело за вами, дорогие товарищи блоггеры ЖЖ, ФБ, ТВ и ВК.




Такъ победимъ!