суббота, 11 апреля 2015 г.

Нужное кино

Закончил, к сожалению, просмотр сериала «Орлова и Александров». Да, именно к сожалению. Уже после просмотра почитал рецензии и отзывы на него. Разумеется большинство из них негативные. У нас, блять, куда не плюнь – везде киноэксперты! Столпы киноведенья! Белинские от целулойда! У нас все знают, как надо снимать кино, что в нём быть должно, что не должно, и почему именно. Но сами, подчас, понятия не имеют даже о малейших навыках операторской работы, искусства драматического актёра, и даже, сцуко, приблизитиельно без википедии не представляют, что значит слово синопсис…

Займусь-ка, тогда и я киноведческим брюзжанием. Хули нам фрезеровщикам…..?!?

В последнее время в российском кино стали появляться фильмы категории «Нужный». Первыми такими фильмами в возрождающемся русском синематографе стали «Высоцкий. Спасибо что живой» и «Легенда №17». Да, в большинстве случаев «Нужные» фильмы – это байопики (biopic - biographical picture), в большинстве, но не всегда.  Меньший процент – это фильмы, рассказывающие о каких-то конкретных событиях. Рассказывающие, настолько подробно, насколько может себе позволить интеллект сценаристов. Пример такого фильма - « Брестская крепость».

За последние 15-20 лет в этой стране выросло поколение, которое никак не относится с великому советскому прошлому. Никак. Даже по дате рождения. Эти люди ничего не знают о тех, кто составляет славу русского искусства, русского спорта, русской науки и всех остальных сфер, которыми справедливо гордилась наша страна. Это поколение, которые не знает прошлого своей страны, не хочет знать – ибо для этого надо прилагать усилия, не может знать – потому, что насильно эти знания никто не втюхивает в уши, и, скорее всего, знать никогда не будет. Харламов для них это Гарик Бульдог, а не Валерий; Серов – это Александр а не Валентин; Быков – это Дмитрий, а не Леонид или Ролан, а Ленин - это вообще кот. Розовый котёнок на руках гламурной хозяйки.


Вот такое дебильное поколение выросло в эпоху смутного времени на Руси. На эту тему этого поколения есть прекрасный эпизод в фильме «Рассказы». Называется он «О чём с тобой трахаться».

Сейчас наконец созрело понимание того, что и дальше оставлять ситуацию с просвещением молодёжи ( и не очень) на самотёк никак нельзя. Надо заставлять знать. Способы здесь должны быть любые, но общее у них всех – это навязывание знания. Именно навязывание. Не предоставление возможности «ознакомится», а практически принудительное информирование.

И способы для этого должны быть использованы любые. Фактически – это пропаганда. Но не пропаганда каких-то религиозных или политических идей, а пропаганда исторической информации, в том числе конкретных биографий. И в этом, важнейшим из всех искусств, для нас, по прежнему является кино. Основные нарекания к таким фильмам – это, часто недостоверная информация или не очень высокое художественное достоинство того или иного фильма.

Да. Есть такая хуйня, товарищи. Большинство из таких фильмов действительно шедеврами не является. Большинство снимается скоро и на заказ, но когда стоит выбор между  чем-то и вообще ничем - пустотой, отсутствием, я бы предпочёл, что б на экраны выходило бы хотя бы что-то. Хотя бы, какой-то креатив, благодаря которому поколения смогут узнать – те, кто не знал, и вспомнить – те, кто забыл, о чем-то или ком-то, кто является частью нашей с вами русско-советской истории.

У нас нет к счастью или сожалению худсоветов и никто не обязывает в синематограф привлекать сейчас консультантов, как это было в советские времена, поэтому достоверность излагаемой информации остаётся на совести, исключительно, сценаристов, которые сегодня, увы, тоже не семи пядей во лбу.  Поэтому и случаются в фильмах косяки и с костюмами, и с событиями и с медалями и с оружием и даже с телефонами. Но даже, при том, что косяки из-за некомпетентности создателей фильма становятся сегодня практически обязательным правилом – всё равно, на наших экранах «НУЖНЫЕ ФИЛЬМЫ» должны быть!

И «Легенда» и «Высоцкии» и «Батальон» и масса сериалов – от «Есенина» до «Орловой и Александрова» - это те самые Нужные Фильмы. Они не плохие или хорошие, не шедевры или халтура. У всех у них совершенно другая функция – образовательная. А образованных – тем более всесторонне образованных людей с каждым годом, увы становится всё меньше. И кажется мне, что невосполнимо меньше.




В шестнадцати-серийном фильме «Орлова и Александров» есть совершенно провальные эпизоды которые стыдно смотреть. Они никчёмны сценарно, режиссёрски и исполнительски.  Их немного, славабогу, но они есть. Есть совершенно беспонтовые эпизоды, где закадровая музыка звучит вообще ни к чему, и только вводит зрителя в заблуждение нагнетая атмосферу в эпизоде, который заканчивается ничем. Кажется, что единственной целью таких кусков было просто что б тревожных моментов в фильме сделать как можно побольше….
Вообще сценарий сериала довольно слабый. Многие куски в нем списаны с действительных событий, но там где требовался авторский вымысел – в буквальном смысле целые куски высосаны из пальца.

Некоторые актёрские работы в эпизодических ролях совершенно ужасны. Например роль полусумашедшего актёра исполняющего роль МихалИваныча Калинина. Лютый пиздец вообще. К чему? Для чего? Возможно, такой эпизод имел место в реальной жизни, но то, как он трактован актёром превратило его в херовый, бездарный гэг чуть больше чем полностью. Массовые сцены у одесской гостиницы с толпой поклонников – унылейшее гавно. Режиссёр спиздил видимо деньги и решил с помощью пятидесяти статистов изобразить многотысячную толпу осаждавшую отель, где остановилась Орлова. Что ему закономерно сделать не удалось…

Что всё-таки вытягивает фильм и заставляет смотреть его? Всё-таки это работы актёров исполняющих главные роли. Актриса Судзиловская помимо того, что хороша собой, выгодна зрителю тем, что действительно поработала над ролью, с уважением к прототипу. Видно, как она пыталась «снять» и мимику Орловой, и пластику и улыбку, что ей, можно сказать, довольно-таки удалось. Режиссёр угадал с исполнительницей главной роли, с чем его, безусловно, стоит поздравить.

Выбор актёра Вайсмана на роль Александрова – тоже режиссёрская удача. Наконец этому долго и многообещающему, и уже примелькавшемуся актёру удалось сыграть заметную главную роль. Кажется – первую главную роль. В некоторых местах – и довольно многих Вайсман переигрывает, но в рамках актёрского приличия. Пожелаем этому перспективному артисту новых главных ролей.

Хочется отметить так же исполнителей ролей Раневской, Утёсова и Эйзенштейна – актриса Рутберг, актёры Добрынини и Хаев). Убедительно и выше всяких похвал. Дорожа каждой экранной секундой своих ролей, артисты ответственно, грамотно и, что опять же немаловажно, с уважением к прототипам, подошли к выполнению своей актёрской задачи. Однако самой большой удачей фильма в области второстепенных ролей я полагаю артиста Верткова исполнившего роль Николая Эрдмана. Ни секудны фальши не было в его актёрской игре!

Самым большим, самым эпическим пиздецом – актёрским, драматургическим и режиссёрским стала в этом сериале трактовка образа товарища Сталина. Актёр Князев должен серьёзно задуматься о переориентации своей профессиональной деятельности куда-нибудь в область мелиоративного хозяйства или тяжёлой промышленности.  Несмотря на то, что он в своей карьере однажды играл роль Нестора Махно, и дважды !!!! он сыграл меня, адекватности, в трактовке образа великого вождя всех народов, зрителю ждать не стоит. Товарищ Сталин представлен в сериале похотливым, хитрым, но очень недалёким человеком, глубоко больным во все периоды своей жизни. Мимика сферического дебила в вакууме во всех эпизодах встречи Сталина и Орловой, у которого только слюна с губы не капает, выдаёт в актёре Князеве пораженца, и оппортуниста пострадавшего в годы борьбы с 5-й колонной. В его актёрской работе нет не только уважения к образу великого вождя, но видно намеренной желание опорочить и оклеветать образ отца народов, и тем самым унизить весь советский народ, шедший с именим Сталина на трудовые и ратные подвиги.

При этом актёр Князев вот уже 12 лет является ректором театрального института имени Щукина. Возникает вопрос, какого уровня могут выпускаться оттуда актёры, если управляет оным такой вот «специалист»?

……………………………….



Но при всех минусах – замечу многочисленных и заметных, такие фильмы НУЖНЫ. Такие фильмы должны выходить на экраны в нашей стране! Должны! Ибо поколение, которое тупо НЕ ЗНАЕТ, кто такая Любовь Петровна Орлова, уже выросло и входит в сознательный возраст. И ещё очень и очень многих не знает из тех, кого знать обязано.

Одно из главных достоинств этого сериала в том, что тут показана технология съемки конкретных, существующих фильмом. И в ходе просмотра сериала, возникает желание пересмотреть все эти Александровские шедевры: и Волгу-Волгу, и Ребят, и Весну, и Светлый путь.

Надеюсь хотя бы у одного из молодых людей, не смотревших ни разу ни один из этих кинофильмов, возникнет желание просмотреть их. Если так – то усилия всей массы народа, принимавшего участие в съёмках сериала «Орлова и Александров» потрачены не напрасно. Фильм у них получился НУЖНЫЙ!