воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Ну и ещё один пост про нотный стан на могиле. Теперь с бемолями!

Жителям ЖЖ – тем которые присутствуют и в МордоКниге наверное известно, что несколько дней назад  мои коллеги по изысканиям на Астраханском некрополе обратились к общественности с просьбой помочь в разрешении некой возникшей сложности.

На могиле Эсфирь Михайловны Мейнгард-Топорковой помимо прочих надписей и барельефа имелось изображение нотного стана – часть какой-то мелодии, которую родственники посчитали нужным поместить на надгробии. Скончалась Эсфирь в 1929 году.

К расследованию и выяснению подключилась жадная до интриг общественность. В том числе научная. Биографических данных нарыли сравнительно много, но убедительных результатов поиски по мелодии не дали никаких. То есть версий, почему эта мелодия там - было несколько – но убедительными – лично я их назвать не могу. Не буду тут пересказывать все версии – не цель, озвучу только свою.


Я считаю что эта мелодия - есть часть какой то песенки, или арии, или вокальной партии. В любом случае чего-то у чего помимо мелодической части была ещё и словесная составляющая. Я исхожу из того, что  рамка, в которую заключён нотный стан по высоте в два раза больше чем сама нотная линейка. 



То есть под нотами были слова этой «песенки», которые собственно и были надгробной эпитафией. Кроме того, порывшись в интернете можно найти кучку аналогий – такие же цитаты из произведений изложенные на могильных камнях не только буквами но и нотами.

Кроме того, несколько было версий того, что именно это за мелодия. У меня тут версии не было никакой совершенно, ибо я в отличии от музыкально-подкованных товарищей в нотной грамоте полный лох.

Сложность состояла ещё и в том, что сама «мелодия» плохо сохранилась. Физически плохо. Кроме того предоставленная общественности фота для распознавания так же была херовенького какчества.

Пришлось ехать на кладбище самому и углубляться в изучение своими глазками, и перерисовывать увиденное на листочек ручками. Определённо можно сказать, что нот там 10, совершенно точно есть три бемоля – они хорошо сохранились, но вероятно было их там 6 - ещё три бемоля вызывают сомнение, ибо сохранились гораздо хуже. Вернее почти не сохранились.



И есть ещё некий знак в последнем такте, который можно ассоциировать с лигой, но он нарисован именно так как я его привожу здесь, а не так «полукругло»,  как лига известна сегодня.

Приведённые здесь фотографии, увы тоже качества весьма посредственного, но это всё что я мог сделать. Таким образом, скорее всего, основываясь на сохранившейся до наших дней музыкальной фразе,  мы имеем вот такую мелодию:




Думаю нотнограмотные товарищи вполне смогут подтвердить или, напротив, поправить меня. Но пост этот я пишу не для этого. А вот для чего:

Я прошу подключится к расследованию работников оперно-филармонического музыкального фронта, а так же властелинов дирижёрской палочки. Исходя из того, что Эсфирь Михайловна была таки колоратурное сопрано (чтобятакжил) пристрастия у нея и родственников ея были наверное академические, и вряд ли можно ожидать, что безутешный муж процитировал на её могиле что нибудь из репертуара Петра Лещенко или Вертинскаго. Допустить такое конечно можно, но очень вряд ли… Скорее это фрагмент более высокого репертуара. А так как с высоким репертуаром дело имеют работники Ёперных театров и филармоний, то логично обратиться с атрибуцией именно к ним.
Поэтому, всем, кто имеет отношение к данным очагам культуры я и обращаюсь: 

Товарищи дорогие! Пожалуйста, посмотрите глазками, потюкайте в клавиши пальчиком, разворошите ваш творческий опыт и вспомните: может быть кому-то из вас доводилось уже иметь дело с данной последовательностью звуков? Может быть, вы вспомните, что это за мелодия?

Пускай она даже будет в другой тональности. Главное – что бы эта мелодия буквально повторяла то, что имеется на могиле. И крайне желательно, что б вы при этом указали конкретное произведение и место в нём. Ноты мы уж как-нибудь попробуем сами поискать. Хотя если вы нам и ноты подгоните - ну это будет вааааще!!!...

Пожалуй я опущу тут партиотические блаблабла о преемственности поколений и предшественниках в профессии работавших некогда на астраханской земле, и за сим закончу.

Терпеть не могу всякие бредовые легенды из истории. Появляются они только от исследовательской лени и индифферентности исследователей к исследуемому. Просто копать надо. И просеивать. Много копать и тщательно просеивать. Поэтому, товарищи классические музыканты – помогайте! Без вас тут не обойтись.