понедельник, 19 августа 2013 г.

Проект 588

Население Трусовского района на 2002 год составляло 106 тысяч человек.
Население города Ахтубинска по данным на 1 января 2013 года без малого составляет 40 тысяч (39 386) человек.

Население города Висмар на 31 декабря 2012 года «с малым» тоже 40 тысяч (42.433) человек. Город этот находится на берегу Балтийского моря. В Германии. Как город – известен с первой половины 13 века. Торговля, селёдка, пиво, сукно, Ганзейский союз, тридцатилетняя война, ляля-тополя, торговые пути перемещаются, теряет историческое значение, превращается в Малый Задроченск …  Тут я всё-таки опускаю 700 лет истории и перехожу сразу к фатерланду.


На 1933 год в Висмаре уже существовал завод производящий железнодорожные вагоны в ассортименте – от холодильников до спальных, и трамвайные тож. Называлось это производство убийственно-неоригинально: Waggonfabrik Wismar.

1 Декабря 1933 года Художник решил что летать всё-таки лучше чем  ездить по рельсам и в описываемом городе был основан Северо-Германский завод  Дорниир (Norddeutsche Dornier-Werke) основной деятельностью которого было производство самолётиков. Поначалу это была только сборочная линия, работавшая с поставляемыми запчастями. Но потом, ближе к 1939 году, часть запчастей завод начал производит сам. Когда Художник и его толстый друг рейхсмаршал  решили-таки всем навалять , но сначала, всётаки, предварительно подготовиться  к данному мероприятию, авиазавод в Висмаре по госзаказу стал производить  брендовые самолётики ставшие позднее широко известными за пределами фатерлянда, как то: бомбардировщики Heinkel He 111, Junkers Ju 88, Dornier Do 217 и истребители Focke-Wulf Fw 190.

С осени 1940-ого года брендовые самолётики стали безобразничать в Лондоне, а с июня 1941 и хамски нарушать нормы советского общежития в СССР. С того же времени и до конца войны на описываемый авиазавод, стараниями германского военного турбюро, приехало в добровольно-принудительном порядке поработать на благо феликий гехрманий более 7000 человек. Не все дожили до увольнения. 36 человек из остарбайтеров похоронены на городском кладбище Висмара.

В Апреле 1945 года войска союзников добравшиеся до фатерлянда на попутках решили врубить ответку фатерлянду Художника. В том числе досталось и Висмару, как не трудно догадаться, за тот самый завод «несовсем гражданской авиации». Британские а Американские коллеги Геринга плотно засыпали город в общей сложности 860-тью тоннами  петард и хлопушек, в результате чего нахуй был уничтожен не только авиазаводик но и 85% всего города Висмара, включая всякие красивые готические церкви и старые кварталы.  Произошло это в ночь с 14 на 15 апреля 1945. А 1 мая в город  вошли варварские орды с востока: небритые, вонючие и злые. Орды курили махорку, ругались матом и писали слово «хуй» на оставшихся в городе стенах. Ордынские генералы смотря на то, что было городом, чесали репу под фуражкой и не понимали нахуя им нужен и куда теперь девать весь этот строительный мусор…

Таким образом город Висмар, попав в зону советской оккупации с разрушения города до разрушения Берлинской стены находился на территории дружественной нам Германской Демократической Республики.

Война закончилась и как-то надо было  жить дальше. Советское оккупационное командование приняло решение: нехера тут нам под боком Хенкели строить с Фокевульфами! И авиастроительство в Висмаре навсегда ушло в историю. Но город  был наводнён (если конечно это слово применимо к пост-военному периоду)  специалистами инженерных профессий, чем разумеется нельзя было пренебрегать. Машиностроительные специальности имели многие просто потому, что и вагонный и авиационный заводы были тогда почти градообразующими предприятиями.  «Ну шо, - сказало советское командование, - продукция их по рельсам бегала? Бегала!. Летала? Летала!....Ну вот теперь пущай поплавает! На Балтике всё таки живут – пусть как-то этот фактор используют!»

И уже через год после того как в город вошли советские войска – 26 апреля 1946 года в Висмаре был основан Судоремонтный завод  Министерства обороны СССР.  Через месяц 3 июня 1946 года на завод для первого ремонта пригнали советское судно  «Иван Сусанин».
Через полгода, традиционно почесав репу советское командование решило, что негоже отправляя советские военные корабли на ремонт за рубежи. Хоть и наша, но всё-таки заграница. Решив справляться с ремонтом военных судов на территории СССР, руководство сочло необходимым переименовать завод и передать его в ведомство иное – более миролюбивое. 15 октября 1946 года в Висмаре исчез старый и появился новый Завод Министерства Торговли СССР. Подразумевалось, что ремонтироваться на нём будут суда гражданского и торгового флота.

Ещё через 2,5 месяца – 1 января 1947 года завод был торжественно передан немецким товарищам - властям земли Мекленбург, на которой и находится город Висмар (ну аккупанты-звери, хуле).

Шли годы. Смеркалось. Территория завода разрасталась, профиль расширялся. Теперь завод занимался не сколько ремонтом, сколько уже производством речных и морских судов. 31 октября 1951 года завод был переименован в очередной раз. Ему было присвоено имя Матиаса Тезена – коммуниста расстрелянного фашистами в застенке Заксенхаузена. Теперь этот судостроительный завод – верфь –  стала называться  VolkSeigener Betrieb Mathias-Thesen-Werft Wismar (Народное предприятие Висмарская Верф Матиаса Тезена). А кароче - VEB MTW.

Ассортимент продукции со временем становился всё ширше и шире. Наконец завод в Висмаре начал производство, плоды которого родны и близки каждому астраханцу, помнящему 17-ую пристань в её советском виде.

Смерть товарища Сталина повлекла за собой всякие перемены, которые трудно было предположить ещё несколько лет назад. Касались они в том числе и туристической индустрии. Внутренней разумеется. Её велено было развивать и расширять, делать не только доступной но и комфортной.

Центральным технико-конструкторским бюро Минречфлота СССР помимо всего, очень многочисленного прочего в начале 1950-х годов был разработан проект пассажирского теплохода для речных круизов. Авторами проекта были Конструктор Александр Лехтснер и архитектор Лев Добин.  В историю советского судостроения их работа вошла как «Теплоходы проекта 588».

Все без исключения, кто хотя бы однажды видел пассажирский теплоход, в разной мере, но имеют представление о чем идёт речь.  За всё время выпуска с марта 1954 года по июль 1962 года теплоходов этого проекта было выпущено 63 единицы. 14 из них было выпущено с верфи в Чехословацком городе Комарно в период с 57 по 62 год.

Но львиная часть теплоходов этого проекта была спущена с верфи родного нам теперь города Висмара. «Немецких» теплоходов было аж  49!

Первым стапельный помост в Висмаре в марте 1954 года покинул теплоход, который гордо нёс имя Валерия Павловича Чкалова, следующим за ним в июне 1954 года был Александр Матросов…
В проекте 588 выпускавшимся в ГДР было две, так называемых, серии. Первая выпускалась с марта 1954 года по декабрь 1956. Вторая – с апреля 1957 по декабрь 1961 года. Конструктивной и инженерной разницы в этих проектах практически не было. Отличия касались в основном декоративной отделки помещений, как сегодня сказали бы – дизайнерской стороны вопроса, расположения некоторых помещений, местонахождение трапов.

Эти изменения в первоначальном проекте были вызваны некоторыми обстоятельствами напрямую отношения не имевшими ни к проекту, ни к судостроению ни к гражданскому флоту вообще.

В ноябре 1955 года вышло постановление ЦК КПСС, которое получило в народе название «постановление об устранении архитектурных излишеств». Как-нибудь, если будет не лень, я о нём расскажу поподробнее, сейчас же в вкратце: Смысл этого постановления сводился к тому, что бы значительно умерить отделочную, декоративную сторону строительства, и сконцентрироваться на комфорте и «эргономичности» помещений. Причина проста:  Декоративная роскошь сталинского ампира ЗНАЧИТЕЛЬНО увеличивала себестоимость строительства жилья. В отдельных случаях архитектурный декор удваивал стоимость объекта. Правительство жёстко поставило крест на этих неоправданных излишествах, а заодно и на понятии «Индивидуальное архитектурное  проектирование в СССР» вообще.

К концу декабря 1956 года – то есть через год – отголоски этого постановления дошли и до судостроения. Последний теплоход первой серии проекта 588 носил имя, вернее отчество Ленина – «Ильич» .  Проект был переработан в более умеренный вариант и, как я уже сказал, в апреле 1957 года со стапелей Висмара сошёл первый теплоход Второй серии проекта 588, который бал наречён «Александр Невский».

Теплоходов первой, «роскошной» серии было 11.
Второй, умеренной – было 38. Последний теплоход  «Хирург Разумовский» был спущен на воду в декабре 1961 года…

Я тут для наглядности подготовил маленький ролик из киножурналов найденных в сети. В нём фигурируют два теплохода проекта 588 – «Лев Доватор» и «Николай Гастелло».

«Николай Гастелло» встал на воду в сентябре 1954 года. «Доватор»  вслед за ним – в апреле 1955 года.  Оба теплохода из первой серии. Оба теплохода, слава богу, до сих пор ходят по Волге. Но оба носят уже другие названия.
«Лев Доватор» стал в 2002 году «Арабелла».  10 июля 2011 года принял  79 человек с «Булгарии».
«Николай Гастелло»  сменил имя на «Алексей Толстой».
Оба они ходили от Москвы до Астрахани.

В ролике обратите внимание на роскошество той самой отделки салонов первой серии проекта 588, кают, внутреннего убранства. Белый рояль, на окнах - театральные занавеси… все дела… Разворачивайте во весь экран.



Ничего этого нет в антураже единственного ныне астраханского теплохода  «К.А.Тимирязев». Ну разве что остался белый рояль. Давно без роскошного лакового глянца. Просто – покрашенный белый масляной краской или эмалью, и звучащий от этого наверное хуже того как звучал в самом начале ….

Наш «Тимирязев» и не был никогда таким расфуфыренным, как эти два теплохода. С завода Висмара он ушёл в сентябре 1959 года. Он принадлежал уже к поздней, второй серии проекта 588.  В этом сентябре – через месяц ему исполняется 54 года.

«А теперь слайды…»(С)
  
Это  Вахта  Ресепшен.



Она находится на первой палубе. От неё ведут трапы вверх на вторую палубу и вниз - в трюм. Там тоже пассажирские каюты. 

Далее вестибюль второй палубы. 





Здесь маленькие диванчики для тунеядства, большие зеркала и трапы на третью палубу  - в вестибюль поменьше.

На второй же палубе, на корме, находится музыкальный салон с маленьким белым роялем. Именно такой рояль вы уже видели в кино.

Тётя концертмейстер играет, туристы сидят развалившись по диванчикам и поют про трёх танкистов, подмосковные вечера, и "патамучтомыпилотов". Слава богу есть ещё люди, которые знают все слова этих песен! Ну не "айлайкет муви-муви" же им петь?!




Неподалёку от музыкального салона есть ещё один трап на третью палубу. 



В начале круиза дети дико бегали и вопили, мешая нашим стариковским встречам с прекрасным, но после того как один индиго наебнулся с такого трапа, все родители, которым хватило ума взять с собой чадосов, опять, как дома, начали за ними следить, одергивать и шшшикать. 

Приобщение к прекрасному продолжилось, всем на удовольствие...

Такие же, стрёмные для гражданских, но, может чуть менее красивые, трапы, как я уже сказал ведут в трюм к каютам третьего класса. 



Решётчатых дверей, как на "Титанике", отделяющих третий класс от  прочих, там нет, так что, если недайбох чо - все пассажиры будут на поверхности воды. В спасжилетах, с фонариками и свистками.

Вообще разница в отделке коридоров не слишком большая. Основные преимущества в самих каютах. А коридоры отличаются чуть-чуть отделкой и ковриками.

Вот коридор 3 класса - в трюме.



Вот коридор на второй палубе. Более, ясенпень, престижной.



Наконец шик-блеск  - Третья палуба.



Тем товарищам кто интересуется каютными удобствами я бы мог посоветовать для выяснения этого вопроса сходить на сайт "Стрельца". Но делать этого я уже не буду, ибо теперь это не имеет никакого значения.


В этом году последний астраханский пассажирский теплоход «Тимирязев» ходил в последний раз.  Вообще в последний.

Больше у нас теплохода нет…