четверг, 8 июня 2017 г.

Шаляпин в Астрахани. 20 лет спустя

Е.И. Герасимиди
ОГУК «Астраханский государственный объединенный
историко-архитектурный музей-заповедник»

ГАСТРОЛИ Ф.И.ШАЛЯПИНА В АСТРАХАНИ 1909-1910 ГГ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ АСТРАХАНСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

Приезд Ф.И.Шаляпина в Астрахань 1909 и 1910 гг. с концертами не был запечатлен в его эпистолярном и мемуарном наследии, но воссоздать хронику пребывания и атмосферу вокруг его незаурядной личности позволяют публикации в астраханской периодической печати, дающие значительный фактологический материал. Официальное издание, газета «Астраханские губернские ведомости», не отразила приезд Шаляпина в город, зато две популярные в городе газеты «Астраханский Листок» и «Астраханский Вестник» наперебой печатали материал о столь значимом событии, дополняя друг друга. Необходимо отметить, что в 1909году публикаций было значительно больше, чем в последующем, но ажиотажа вокруг выступления певца было не меньше.

Публикации на «шаляпинскую» тему условно можно разделить по смыслу и жанру на несколько групп, одна из них объединяет объявления и рекламу. Первым объявлением можно считать краткое уведомление 20 сентября 1909г. в газете «Астраханский листок»: «По слухам, в непродолжительном времени знаменитый бас Ф.И.Шаляпин посетит наш город и выступит в концерте. Появление его на астраханской сцене, несомненно, нужно считать крупным событием для всех местных любителей художественного пения» (6). 

Концерт Шаляпина стал не просто событием – сенсацией, и для всех слоев населения, а не только для узкого круга любителей. Объявление о концерте появилось и в «Астраханском Вестнике»: «Зимний театр наследников Плотникова. В пятницу 25 сентября состоится концерт Ф.И.Шаляпина с участие Н.К.Авьерино (скрипка) и Ф.Ф.Кенеман (фортепьяно). Билеты продаются в магазине Т-го дома Наследников Ильина» (1). Имена Авьерино и Кенемана были известны астраханцам, первый преподавал в Астраханских музыкальных классах, второй в течение двух лет их возглавлял. Надо заметить, вышеприведенное объявление смотрелось весьма скромно и сдержанно среди многообразия рекламных сообщений, однако, Шаляпин в рекламе не нуждался - билеты на его концерт были раскуплены меньше чем за день. 


Благодаря объявлению о продаже открыток в фотографии И.М.Бочкарева «Проводы Ф.И.Шаляпина из Астрахани 27 сентября сего года» отразился отъезд певца (10). В коллекции астраханского писателя - краеведа А.С.Маркова хранятся три подобных открытки (14. С. 159). В 1910 г. интерес к выступлению Шаляпина был не меньшим: после краткого объявления (11) последовала реакция: «Билеты на концерт Шаляпина назначенного 26 сентября раскупаются очень бойко. Хотя анонс о концерте появился только 17 сентября, к утру 18 остались незаписанными только места первых 6 рядов и немного лож» (12). Организацию концерта брал на себя опять же купец Ильин, о его расходах пресса писала со слов петербургских газет, якобы, по слухам, обязуется он платить Шаляпину 3000 руб. за концерт и брать на себя и другие издержки (13).

Некоторые заметки информационного плана дают хронику пребывания Ф.И.Шаляпина в Астрахани в подробностях. Если «Астраханский вестник» о приезде Шаляпина в 1909г. отозвался весьма лаконично: «Вчера в 4 ½ пополудня, прибыл на пароходе известный певец Ф.И.Шаляпин» (2) то газета «Астраханский листок» дала обстоятельное описание приезда: «…В 4 часа собравшаяся публика в немом восторге могла видеть артиста, стоящего на палубе подходившего парохода «Грибоедов». Шаляпин мало обращал внимания на публику и долгое время играл с чьей - то белой собакой. Высокая худощавая фигура в длинном сером пальто и черной шляпе в сопровождении кучки астраханцев скоро сошла с парохода. При большом стечении народа г.Шаляпин сел в экипаж и уехал в Большую Московскую гостиницу, где он остановился» (9). 

В свою очередь детальное описание концерта публикует «Астраханский Вестник», корреспондент пишет о том, что скопление народа вызвало вмешательство полиции, что театр был как никогда переполнен, зрители сидели в проходах, за кулисами и в местах для оркестра. Артиста встречали аплодисментами, ему преподнесли огромную лиру из зелени и цветов. Первыми исполнялись «Пророк» на слова А.С.Пушкина и «Вакхическая песнь» Глазунова, реакция публики была сдержанная. Затем после песни «Во Франции два гренадера» на музыку аккомпанирующего ему Кенемана последовали бурные овации и вызовы на бис. Шаляпин вдохновенно пел, охотно бисировал. С каждым романсом успех его возрастал. «Между певцом и публикой установилась какая-то близость, связь, точно он не случайный гость, а свой человек, к которому привыкли и которого хорошо знают». Из зала разносится просьба спеть «Дубинушку» - «Федор Иванович отрицательно качает головой и делает выразительный жест, проведя пальцем по шее». После знаменитой «Блохи», вызвавшей гомерический хохот, «артист бисировал и затем спел много комических и сатирических песен, удивив публику разносторонностью своего таланта» (3).


 В 1910г. газетных публикаций было меньше по сравнению с предыдущим годом, но судя по ним, почитателей у Шаляпина не убавилось: так же стояли у театра те, кто не попал на концерт, пытаясь на улице услышать голос своего кумира, в театре при появлении певца на сцене «в публике стон стоял» (5). На концерте в основном повторялись произведения, звучавшие в прошлом году, но не только: «программа удесятерилась, несмотря на это, публика все время требовала повторений, находясь под неизгладимым впечатлением певца-художника» (там же).

Немало было эмоциональных заметок, еще до первого приезда Шаляпина С.Любин, вспоминает о своих студенческих годах в Петербурге, когда с рассветом у касс Мариинского театра выстраивалась многотысячная очередь за право получить лотерейный билет, и уже по нему, если повезет, приобрести в кассе Мариинского театра билет на спектакль с участием Шаляпина. Автор деликатно сетует на высокие цены за билеты, и по примеру казанской газеты восклицает: «Федор Иванович! Дайте возможность и менее сытым согражданам своим хоть раз в жизни услышать настоящее пение» (7). 

Из всех опубликованных осенью 1909-10 гг. материалов, только одна заметка под названием «Штрихи», отличалась неприязненным тоном, чему причиной гонорары Шаляпина. В ней сравнивались доходы от его концерта с доходами от «тотошки», т.е. тотализатора на астраханском ипподроме, неизвестный автор проявляет «заботу» о приезжающей драматической труппе антрепренера Долина, потенциальные зрители которой якобы издержали все средства на скачках и концерте Шаляпина и в театр уже пойти не смогут (8). 

После концерта появился восторженный отклик о великом артисте: «Он сам, наш великий чудный артист, наша национальная гордость, наша слава, подобно яркому, ослепительному лучу, ворвался в нашу тусклую, обывательскую жизнь, освятил ее, промелькнул и скрылся, оставив неизгладимый след в душе каждого, кому не чуждо чувство прекрасного…Мне пришлось слышать, как одна пожилая дама , после концерта, со слезами в голосе сказала: «Ну, теперь можно и умереть, я его слышала и лучше уже не услышу». Не пошатнут его славу и злоязычные, злорадствующие завистники и клеветники» (10).

Еще одну группу публикаций «Астраханского листка», составляют художественно-публицистические зарисовки из жизни, сделанные с явной симпатией к певцу и астраханским обывателям. В заметке «На Шаляпина» с красноречивым подзаголовком «Житьишко обывательское» юмористически описывалось, как почти сорваны занятия в женской гимназии, поскольку и преподаватели, и гимназистки в предвкушении концерта, не в состоянии думать об уроках и заданиях, там же описываются злоключения некой дамы, мечтающей попасть на концерт Шаляпина: «Варвара Петровна свалила всю вину на театр наследников Плотникова, не вместивший всех 156 тыс. астраханских обывателей» (8).

Некоторые подобного рода материалы написаны в форме диалогов, так зарисовке «Встречают» передается настроение простых людей, встречающих Шаляпина:
-А что ж народ?
-Народ собрался певчего встречать.
-Чего врешь, это сам Шаляпин, что в театрах и балаганах поет.
Другая, «У театра», показывает, что уже при жизни Шаляпина складываются легенды вокруг его имени.
-Эй, лихачи! Дальше отъезжай!
-А што?
А то, что как затянет этот Шаляпин, так все лошади перепугаются и пролетки переломают.
-У него, брат глотка луженая серебром, на Кавказе лудили, ну и вылудили генерал-бас (10).

В 1910г. в публикации «Около Шаляпина» поднимается и серьезная тема цен на билеты, которые для людей небогатых были слишком дорогими. Читатель как бы невольно присутствует при разговоре не попавших в зрительный зал астраханцев, по словам автора «неудачников и бедняков»: «кокетливой мещаночки», мастерового, афишера, подгорничной. Они обсуждают, но так и не могут придумать выхода из создавшегося положения: если устроить общедоступный концерт с недорогой платой - барышники перехватят билеты, попробовать продавать билеты при входе в зал - желающие передавят друг друга (13).

В 1910г. появилась публикация с анализом исполнения Шаляпина, где отмечается его своеобразие и новаторство. «Дело в том, что Шаляпин создает нечто совершенно новое… Пение для него не цель, а средство дать художественный образ, впечатление или картинку, которые возникают в его мозгу». Далее автор, скрывавшийся под инициалами «И.Д.», сравнивает Шаляпина с певцом из народа - «Шаляпин такой же народные певец, но обладающий исключительным дарованием и получивший возможность разработать те богатства, которыми щедро наградила его природа» (13).

Таким образом, недолгое пребывание Ф.И.Шаляпина в 1909 и 1910 гг. нашло широкое отражение на страницах астраханских газет. Было напечатано около 20 публикаций разного рода от коротких объявлений, до пространных статей. По числу публикаций лидировал «Астраханский листок». Пресса свидетельствовала- концерты Шаляпина не оставили равнодушными все слои астраханского общества и явились крупнейшим событием в культурной жизни края начала XX в.



Библиографический список
  1. Газета «Астраханский Вестник» (далее «АВ»). 24 сентября 1909.
  2. «АВ». 25 сентября 1909.
  3. «АВ». 26 сентября 1909.
  4. «АВ». 23 сентября 1910.
  5. «АВ». 28 сентября 1910.
  6. Газета «Астраханский Листок». (далее «АЛ») 20 сентября 1909.
  7. «АЛ». 23 сентября 1909.
  8. «АЛ». 25 сентября 1909.
  9. «АЛ». 26 сентября 1909.
  10. «АЛ». 29 сентября 1909.
  11. «АЛ». 17 сентября 1910.
  12. «АЛ». 19 сентября 1910.
  13. «АЛ». 28 сентября 1910.
  14. Марков А.С. Позировал Шаляпин./Марков А.С. История Астрахани в событиях и фактах. Астрахань,1996. С.152-161.