Е.И. Герасимиди
ОГУК «Астраханский государственный объединенный
историко-архитектурный музей-заповедник»
ГАСТРОЛИ Ф.И.ШАЛЯПИНА В АСТРАХАНИ 1909-1910 ГГ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ АСТРАХАНСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)
Приезд Ф.И.Шаляпина в Астрахань 1909 и 1910 гг. с концертами не был
запечатлен в его эпистолярном и мемуарном наследии, но воссоздать
хронику пребывания и атмосферу вокруг его незаурядной личности позволяют
публикации в астраханской периодической печати, дающие значительный
фактологический материал. Официальное издание, газета «Астраханские
губернские ведомости», не отразила приезд Шаляпина в город, зато две
популярные в городе газеты «Астраханский Листок» и «Астраханский
Вестник» наперебой печатали материал о столь значимом событии, дополняя
друг друга. Необходимо отметить, что в 1909году публикаций было
значительно больше, чем в последующем, но ажиотажа вокруг выступления
певца было не меньше.
Публикации на «шаляпинскую» тему условно можно разделить по смыслу и
жанру на несколько групп, одна из них объединяет объявления и рекламу.
Первым объявлением можно считать краткое уведомление 20 сентября 1909г. в
газете «Астраханский листок»: «По слухам, в непродолжительном времени
знаменитый бас Ф.И.Шаляпин посетит наш город и выступит в концерте.
Появление его на астраханской сцене, несомненно, нужно считать крупным
событием для всех местных любителей художественного пения» (6).
Благодаря объявлению о продаже открыток в фотографии И.М.Бочкарева
«Проводы Ф.И.Шаляпина из Астрахани 27 сентября сего года» отразился
отъезд певца (10). В коллекции астраханского писателя - краеведа
А.С.Маркова хранятся три подобных открытки (14. С. 159). В 1910 г.
интерес к выступлению Шаляпина был не меньшим: после краткого объявления
(11) последовала реакция: «Билеты на концерт Шаляпина назначенного 26
сентября раскупаются очень бойко. Хотя анонс о концерте появился только
17 сентября, к утру 18 остались незаписанными только места первых 6
рядов и немного лож» (12). Организацию концерта брал на себя опять же
купец Ильин, о его расходах пресса писала со слов петербургских газет,
якобы, по слухам, обязуется он платить Шаляпину 3000 руб. за концерт и
брать на себя и другие издержки (13).
Некоторые заметки
информационного плана дают хронику пребывания Ф.И.Шаляпина в Астрахани в
подробностях. Если «Астраханский вестник» о приезде Шаляпина в 1909г.
отозвался весьма лаконично: «Вчера в 4 ½ пополудня, прибыл на пароходе
известный певец Ф.И.Шаляпин» (2) то газета «Астраханский листок» дала
обстоятельное описание приезда: «…В 4 часа собравшаяся публика в немом
восторге могла видеть артиста, стоящего на палубе подходившего парохода
«Грибоедов». Шаляпин мало обращал внимания на публику и долгое время
играл с чьей - то белой собакой. Высокая худощавая фигура в длинном
сером пальто и черной шляпе в сопровождении кучки астраханцев скоро
сошла с парохода. При большом стечении народа г.Шаляпин сел в экипаж и
уехал в Большую Московскую гостиницу, где он остановился» (9).
В свою
очередь детальное описание концерта публикует «Астраханский Вестник»,
корреспондент пишет о том, что скопление народа вызвало вмешательство
полиции, что театр был как никогда переполнен, зрители сидели в
проходах, за кулисами и в местах для оркестра. Артиста встречали
аплодисментами, ему преподнесли огромную лиру из зелени и цветов.
Первыми исполнялись «Пророк» на слова А.С.Пушкина и «Вакхическая песнь»
Глазунова, реакция публики была сдержанная. Затем после песни «Во
Франции два гренадера» на музыку аккомпанирующего ему Кенемана
последовали бурные овации и вызовы на бис. Шаляпин вдохновенно пел,
охотно бисировал. С каждым романсом успех его возрастал. «Между певцом и
публикой установилась какая-то близость, связь, точно он не случайный
гость, а свой человек, к которому привыкли и которого хорошо знают». Из
зала разносится просьба спеть «Дубинушку» - «Федор Иванович отрицательно
качает головой и делает выразительный жест, проведя пальцем по шее».
После знаменитой «Блохи», вызвавшей гомерический хохот, «артист
бисировал и затем спел много комических и сатирических песен, удивив
публику разносторонностью своего таланта» (3).
В 1910г. газетных
публикаций было меньше по сравнению с предыдущим годом, но судя по ним,
почитателей у Шаляпина не убавилось: так же стояли у театра те, кто не
попал на концерт, пытаясь на улице услышать голос своего кумира, в
театре при появлении певца на сцене «в публике стон стоял» (5). На
концерте в основном повторялись произведения, звучавшие в прошлом году,
но не только: «программа удесятерилась, несмотря на это, публика все
время требовала повторений, находясь под неизгладимым впечатлением
певца-художника» (там же).
Немало было эмоциональных заметок, еще до первого приезда Шаляпина
С.Любин, вспоминает о своих студенческих годах в Петербурге, когда с
рассветом у касс Мариинского театра выстраивалась многотысячная очередь
за право получить лотерейный билет, и уже по нему, если повезет,
приобрести в кассе Мариинского театра билет на спектакль с участием
Шаляпина. Автор деликатно сетует на высокие цены за билеты, и по примеру
казанской газеты восклицает: «Федор Иванович! Дайте возможность и менее
сытым согражданам своим хоть раз в жизни услышать настоящее пение» (7).
Из всех опубликованных осенью 1909-10 гг. материалов, только одна
заметка под названием «Штрихи», отличалась неприязненным тоном, чему
причиной гонорары Шаляпина. В ней сравнивались доходы от его концерта с
доходами от «тотошки», т.е. тотализатора на астраханском ипподроме,
неизвестный автор проявляет «заботу» о приезжающей драматической труппе
антрепренера Долина, потенциальные зрители которой якобы издержали все
средства на скачках и концерте Шаляпина и в театр уже пойти не смогут
(8).
После концерта появился восторженный отклик о великом артисте: «Он сам,
наш великий чудный артист, наша национальная гордость, наша слава,
подобно яркому, ослепительному лучу, ворвался в нашу тусклую,
обывательскую жизнь, освятил ее, промелькнул и скрылся, оставив
неизгладимый след в душе каждого, кому не чуждо чувство прекрасного…Мне
пришлось слышать, как одна пожилая дама , после концерта, со слезами в
голосе сказала: «Ну, теперь можно и умереть, я его слышала и лучше уже
не услышу». Не пошатнут его славу и злоязычные, злорадствующие
завистники и клеветники» (10).
Еще одну группу публикаций «Астраханского листка»,
составляют художественно-публицистические зарисовки из жизни, сделанные
с явной симпатией к певцу и астраханским обывателям. В заметке «На
Шаляпина» с красноречивым подзаголовком «Житьишко обывательское»
юмористически описывалось, как почти сорваны занятия в женской гимназии,
поскольку и преподаватели, и гимназистки в предвкушении концерта, не в
состоянии думать об уроках и заданиях, там же описываются злоключения
некой дамы, мечтающей попасть на концерт Шаляпина: «Варвара Петровна
свалила всю вину на театр наследников Плотникова, не вместивший всех 156
тыс. астраханских обывателей» (8).
Некоторые подобного рода материалы написаны в форме диалогов, так
зарисовке «Встречают» передается настроение простых людей, встречающих
Шаляпина:
-А что ж народ?
-Народ собрался певчего встречать.
-Чего врешь, это сам Шаляпин, что в театрах и балаганах поет.
Другая, «У театра», показывает, что уже при жизни Шаляпина складываются легенды вокруг его имени.
-Эй, лихачи! Дальше отъезжай!
-А што?
А то, что как затянет этот Шаляпин, так все лошади перепугаются и пролетки переломают.
-У него, брат глотка луженая серебром, на Кавказе лудили, ну и вылудили генерал-бас (10).
В 1910г. в публикации «Около Шаляпина» поднимается и серьезная тема цен
на билеты, которые для людей небогатых были слишком дорогими. Читатель
как бы невольно присутствует при разговоре не попавших в зрительный зал
астраханцев, по словам автора «неудачников и бедняков»: «кокетливой
мещаночки», мастерового, афишера, подгорничной. Они обсуждают, но так и
не могут придумать выхода из создавшегося положения: если устроить
общедоступный концерт с недорогой платой - барышники перехватят билеты,
попробовать продавать билеты при входе в зал - желающие передавят друг
друга (13).
В 1910г. появилась публикация с анализом исполнения Шаляпина, где
отмечается его своеобразие и новаторство. «Дело в том, что Шаляпин
создает нечто совершенно новое… Пение для него не цель, а средство дать
художественный образ, впечатление или картинку, которые возникают в его
мозгу». Далее автор, скрывавшийся под инициалами «И.Д.», сравнивает
Шаляпина с певцом из народа - «Шаляпин такой же народные певец, но
обладающий исключительным дарованием и получивший возможность
разработать те богатства, которыми щедро наградила его природа» (13).
Таким образом, недолгое пребывание Ф.И.Шаляпина в 1909 и 1910 гг. нашло
широкое отражение на страницах астраханских газет. Было напечатано
около 20 публикаций разного рода от коротких объявлений, до пространных
статей. По числу публикаций лидировал «Астраханский листок». Пресса
свидетельствовала- концерты Шаляпина не оставили равнодушными все слои
астраханского общества и явились крупнейшим событием в культурной жизни
края начала XX в.
Библиографический список
- Газета «Астраханский Вестник» (далее «АВ»). 24 сентября 1909.
- «АВ». 25 сентября 1909.
- «АВ». 26 сентября 1909.
- «АВ». 23 сентября 1910.
- «АВ». 28 сентября 1910.
- Газета «Астраханский Листок». (далее «АЛ») 20 сентября 1909.
- «АЛ». 23 сентября 1909.
- «АЛ». 25 сентября 1909.
- «АЛ». 26 сентября 1909.
- «АЛ». 29 сентября 1909.
- «АЛ». 17 сентября 1910.
- «АЛ». 19 сентября 1910.
- «АЛ». 28 сентября 1910.
- Марков А.С. Позировал Шаляпин./Марков А.С. История Астрахани в событиях и фактах. Астрахань,1996. С.152-161.