понедельник, 10 марта 2014 г.

Обещанное о "Новомосковской". Часть I

Пролог




конец пролога

Исторические исследования – это страшно интересная и страшно сложная вещь. Может быть не такая, конечно, сложная, как адронный коллайдер, но часто работа над установлением истины затягивается не только на годы, но и на десятилетия. Одни документы бесследно исчезают, другие появляются ниоткуда, и часто те источники, которые годами считались авторитетными, вдруг с открытием новых обстоятельств, становятся не больше чем домыслом, историческим анекдотом или байкой.


Любой историк, исследователь однозначно вам скажет, что поиск правды, фактов, информации о каком-то событии или материальном артефакте – от статуэтки до здания или квартала, значительно увлекательнее и интереснее чем получение, наконец, искомого результата. Но эмоции от получения этого искомого результата тоже мало с чем можно сравнить.

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что ценность и нужность таких исследований осознаётся обществом только после того, как объект изучения безвозвратно потерян, как это произошло с гостиницей «Новомосковской», простоявшей в центре города Астрахань более 208 лет.



Здание это было историческое. Ценность его, при всей внешней непрезентабельности на последнем этапе существования – огромна.

В феерически-брехливой табличке, которую министерство культуры астраханской области позволило себе прилепить на фасад 100%-ного новодела, находящегося сейчас на месте упомянутого здания, дабы прикрыть свою профессиональную (или уже преступную?) беспринципность, значится буквально следующее:

«Памятник архитектуры, объект культурного наследия федерального значения.
Здание московского торгового дома 1790-е годы. Архитектор Дигби А.П.
Подлежит государственной охране, лица причинившие вред объекту культурного наследия несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность».



Практически всем в нашем городе, даже очень далёким от истории, архитектуры, искусства и гуманитарных областей, известно и понятно – что размещение этой таблички на фасаде теперешней гостиницы – есть пример вопиющей административной наглости,  сравнимой только с выборами «мэра» Столярова в 2012 году. 

Эта вывеска не могла появиться на фасаде нового здания, строительство которого было закончено в 2014 году, без благословения на то областного минкульта. Именно этим, с позволения сказать, «труженикам культуры» было выгодно таким образом соблюсти видимость того, что ничего страшного не произошло: не была разрушена в ходе реконструкции одна из первых каменных гражданских построек, задуманная при Екатерине II, и начавшая функционировать ещё при императоре Павле I; не был утрачен памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения.

Несуществующий  на сегодня объект этого самого значения трудами, бздящего теперь Минкульта АО до сих пор состоит в реестре памятников под номером 3000084000.

Если оставить в стороне эмоции и пытаться рассуждать с холодным умом – что лично мне в данной ситуации довольно сложно – то в первую очередь возникает первый логичный вопрос: Как такое могло произойти? Вернее - Почему такое происходит? А ещё вернее – Каким образом и почему такое теперь будет происходить?

Я уверен, большинству обывателей города данный прискорбный факт глубоко пофигу. Он не угрожает их безопасности, здоровью близких, денежному прибытку. Он не влияет даже на вкус вчерашнего борща в их холодильниках.

Ну, так уж издавна повелось, что на понимание важности сохранения исторического материального и нематериального наследия способны не все. Не все понимают, что это самое наследие – есть часть национальной культуры, которая, в конце концов, формирует национальную идентификацию. Не все понимают, что без сохранения любого исторического наследия и популяризации истории не может быть никакой национальной культуры в принципе. Ибо культура – это наследие, доставшееся нам от предков (тех, кто жил ПРЕЖДЕ нас), и передаваемое в дальнейшем нами своим наследникам (тем, кто будет ступать потом НА наши СЛЕДЫ).

То, что понимание отсутствует у большинства обывателей, или (будем оптимистами) у половины из них – вполне закономерно и ожидаемо. Далеко не все могут позволить себе оторваться от телека, тачки, пивасика и «одноклассников» – и просто почитать книгу, в театре приобщится к высокенькому искуйству или заинтересоваться новооткрывающейся выставкой. Осуждать таких людей за призёмлённость, необразованность и бездуховность конечно можно. Но зачем?

Беда в том, что конкретно в нашем городе равнодушие к фактическому сохранению исторического наследия существует у тех, кто по роду деятельности обязан, ОБЯЗАН! наследие сохранять, историю популяризировать и тем самым если не повышать (что в идеале), то поддерживать культурный уровень населения на определённой высоте. Беда в том, что постоянное, систематическое, хроническое равнодушие к сохранению памятников истории царит в нашем областном министерстве культуры. Ровно так же могли бы дела обстоять и в управлении культуры города – если бы оно существовало. Но его нет, и спрос за сохранение исторического наследия муниципального значения предъявить некому. А спрос бы этот был велик превесьма!

Но сейчас речь не о судьбах вообще всех памятников архитектуры у нас в городе, а о конкретном объекте, имеющем статус объекта ФЕДЕРАЛЬНОГО значения. В реестре памятников он значится как «здание Московского торгового дома». Взят на охрану он был решением обл. исполкома в июле 1980 года, и уже при новой власти статус его был подтверждён Ельциным в феврале 1995 года.

Точная датировка постройки этого здания спорна. Разные исторические источники дают нам разброс примерно в 7 лет: от 1793 до 1800.  Определённо можно сказать только то, что на момент обрушения здания, в результате которого оно было полностью разобрано, ему было не меньше 208 лет и построено оно было, скорее всего, в эпоху Павла I.

Так же условно и название, под которым оно значится в реестре памятников: «Здание Московского торгового дома». Дело в том, что «Московским торговым домом» это строение стало именоваться в 1886 году, после капитальной перестройки, последствия которой, отчасти, привели его к обрушению в 2008 году. В результате появления этого «Московского торгового дома» улица Екатерининская (ныне Советская), на которой он находился, сначала в народе, а потом и официально приобрела название Московской и носила его до 1920 года.

Таким образом, можно утверждать категорично, что именно это строение на определённом историческом этапе дало название главной, центральной и старейшей улице нашего города.

Но с самого начала своего существования в начале 19 века – то есть на протяжении минимум 86 лет - здание это значилось как «присутственный дом Приказа общественного призрения», при котором в первом этаже были торговые лавки, именовавшиеся в разных источниках как «лавки приказа общественного призрения» или как «московский ряд», а в течение некоторого времени в третьем этаже размещался архив губернского правления.



В 1838 году здание это было запечатлено художниками Чернецовыми, совершавшими путешествие по Волге и в Астрахани его благополучно закончившими и получившими славу от этого путешествия.



В советское время в этом здании размещались разнообразные конторы коммерческих организаций – во время НЭП, казённые конторы – в частности СовНарХоз, госпиталь – во время Великой отечественной войны. В последний период своего существования и до разрушения здание было отдано под гостиницу.

…………………………………………………..

В 2008 году в городе Астрахань широкомасштабно шла подготовка к торжествам в честь 450-летия города, которые должны были состояться осенью. Забегая вперёд нужно сказать, что ни один из эпических мегапроектов, запланированных на день города, так и не был полностью завершён к сроку, но перед празднованием в течение всего года, а тем более в течение второго полугодия стройки, ремонты, реконструкции и просто подновления шли в городе максимально ускоренными темпами.

На тот момент гостиница «Новомосковская», пришла в плачевное состояние. Дом был практически аварийным, и умел ужасающее санитарное состояние.

Собственником этого здания на тот момент являлась мэрия города Астрахань, арендатором - "ТОО Астраханский гостиный двор", а реконструктором - ООО «Мы строим дом», теперь уже печально известное нам своими реставрационными способностями.

Все данные, которые я тут приведу, взяты из открытых источников. под звёздочками (*) - ссылки В архиве я на эту тему не сидел, в секретные папки не заглядывал, поэтому если читателем будут выявлены какие-то хронологические казусы или фактические неточности – это не ко мне.

Я ставлю перед собой задачу хоть как-то систематизировать последовательность событий, а также ясно сформулировать и обосновать свои претензии к нынешнему аппарату министерства культуры.


(Продолжение следует)