среда, 3 июля 2013 г.

Про преимущества культурных отраслей. Театрально+Музыкальное.


Во-первых: Надо создать систему звёзд.


Создать её намеренно и искусственно. И намеренно её поддерживать, популяризировать, холить и лелеять в первую очередь с помощью ТВ. В каждой  труппе – балетной, оперной, драматической, ТЮЗовской, - надо назначить две суперзвезды. Мальчика и Девочку. Красивого Мальчика и Красивую Девочку. Ветераны сцены здесь не катят. Какими бы ЗасРаКами (Заслуженный Работник Культуры) они ни были – простому  обывателю нихера не интересно смотреть на пожилые (после 35 лет) рожи. Разумеется, эти звезды должны карашо говорийть рузкий изык. Независимо от сценической деятельности. Они должны постоянно появляться в телевизоре, и зритель должен выучит наизусть и их рожи, и главное – их имена. Передачи или сюжеты, в которых они должны появляться, только в половине случаев должны касаться театров, постановок и репертуара. Вторая половина случаев – это программы с абсолютно произвольным содержанием. Хоть про водоканал! Поймите, что программы про театр будут смотреть УЖЕ ТЕАТРАЛЫ, но не факт, что их будут смотреть те, кого нам нужно коварно заманить в эти храмы искусства. Надо любым телевизионным способом заставить выучить обывателя имена и профессии этих звёзд. Нужно это для того, чтоб у этого обывателя чисто психологически в театре появились знакомые. Чтоб, услышав анонс по радио о премьере, в котором упоминается фамилия «Эдита Казюлькина» он думал: «О! я эту чувиху знаю! Красивая!» Или чтобы томная вдовушка, прочитав на баннере «Сольную партию исполняет Серафим Ягодицын», расплылась в многозначной улыбке: «да-да-да, помню… Мальчик такой губастенький…»

Труппа театра должна иметь своё вполне конкретное лицо для неискушённого зрителя. Слово НЕИСКУШЁННОГО в данном случае тут не для красного словца. Это важное и главное слово, ибо именно на такого зрителя мы ориентируемся. Сейчас ни у одного театра нет такого конкретного лица.

Потом, чуть позже к публичности будут подтягиваться и другие артисты этих театров, в том числе и заслуженные, и не такие молодые и красивые, но сначала должны быть такие мальчики и девочки, на внешность которых будет радоваться глаз, и от разговоров которых будет радоваться ухо, поэтому важны именно два фактора: они должны быть молодые и красивые и связно и достаточно грамотно излагать свои мысли. И в телевизоре их должно быть много. Настолько много, насколько это возможно.

Пусть они ведут какой-то цикл передач – связанный со своей альмаматер или не связанный с ней, но обязательно в титрах, как только его или её лицо появляется в экране,  должно указываться «Эдита Козюлькина. Балерина Астраханского Оперного театра» Люди должны выучить и должность и имена. ВЫУЧИТЬ!!! Этих персонажей должны узнавать не только на собраниях в Минкульте, но и на Больших исадах (Э-э, девушкэ! Я тибэ па тиливизору видэл! Ты в тятрэ пляшешь! Такой красивый девушкэ! На тибэ апильсин! Э-э-э..). Тематика этих передач должна быть вневременная (то есть не новости), для того чтоб эти программы могли повторяться от раза к разу независимо от времени года и событий.

Если у нашего Министерства Ку наконец дорастут мозги до того, чтобы на любом из каналов, а лучше на всех сразу, появлялась какая-нибудь еженедельная, а лучше дваразавнедельная программа, рассказывающая о культурной жизни города, то вести эту программу должны как раз эти назначенные звёзды. Пусть разные рубрики этой программы ведут представители разных театров, но это должны быть одни и те же лица.

Точно  для того же эти самые лица должны быть пресс-секретарями каждого театра. Разумеется, писать тексты для них будет какой-нибудь литературный негр, далёкий от больших амбиций, но и в газетах и тем более в телевизоре лица (с фамилиями и должностью) во время объявления каких-то новостей связанных с каким-то театром должны мелькать одни и те же.

Надо создать ЗВЁЗД, которых будут знать не сотни людей в Астрахани, а тысячи! И статус «звезда» должен не зависеть от того, насколько девочка или мальчик мастерски кидают гран батман жэте или читают монолог Хлопуши. В театрах существует конкуренция, как я уже говорил, и каждый из артистов – особенно в Ёперных театрах считает, что этот самый батман он палюбому делает лучше, чем все остальные. Поэтому не надо при назначении звёд ориентироваться на его профессиональные навыки. Они в телевизоре фигурировать не будут. Для телевизора важна рожа, фамилия и должность. Ну желательно конечно, чтоб это были не статисты массовки, ибо имена оных, в афишах не упоминаются, а раскрученное имя нужно нам в том числе и для того, чтоб им заманивать зрителей.

Подчёркиваю: всё точно тоже самое действительно и для драматического театра, и для Тюза, и для кукол!!!

Во-вторых: надо способствовать созданию кумиров.

На сегодня театральная среда – это среда в принципе закрытая. Причин тому несколько. Во-первых, это Астрахань. Маленький город. Драматические артисты, если они пожизненно тутошние, протоптали от одного до другого театра глубокие колеи. В течение всей жизни они переходят из Драмы в ТЮЗ, из ТЮЗа в Куклы, Оттуда обратно в драму. Кому повезло больше, и кто умеет петь, могут забрести ещё и в музыкальный театр.

Связано это обычно с невостребованностью или нескладыванием отношений с очередным театральным руководством. Поэтому все, как правило, друг друга знают. У режиссеров считается очень дурным тоном потворствовать работам актёров на стороне. Эта хуйня сложилась давно и не у нас, и обусловлена она тем, что это очень мешает репетиционному процессу. Послабления в режиссёрских мозгах случались в суровые постперестроечные годы, когда артисты пухли с голоду, и не подрабатывая где-то на стороне, они реально могли бы просто протянуть ноги. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону.

Но это, всё равно, внутренняя кухня, в которую простые зрители не посвящены, если только они не имеют никакого близкого касательства – семейного или профессионального – к этой театральной среде. По той же причине – наверное профессиональной ревности режиссёров и актёров друг к другу – мы не имеем счастия лицезреть актёров на экранах наших местных телевизоров. Людей, владеющих словом, интонацией, актёрской игрой, правильным русским языком в конце концов, заменяют на голубых экранах в большинстве своём абсолютно тупопёздные малолетки, даже близко не знакомые с понятиями «интонационные ударения»,  «словарь ударений русского языка», «лексический или толковый словарь».

Самим соваться и проситься на телевиденье для актёра – это почти позор. Но принять приглашение – это другое дело. Но их никто не приглашает вести никакие программы со времён советского союза…

Но если бы телевиденье – будь то Лотос, или филиалы столичных компаний, не пренебрегали бы профессиональными навыками драматических актёров и приглашали бы их вести тематические программы в качестве ведущих – не журналистов, это совершенно верно способствовало бы их широкой известности и как следствие раскрутке их имён, среди той же неискушённой публики. Но увы, телевизионщики ещё далеки от понимая необходимости привлечения профессионалов слова.

Так или иначе, актёрское сообщество в Астрахани - это практически закрытая система, которая имеет на то свои глубоко личные, но абсолютно не убедительные для меня причины.

Это надо изменить. Это проблема, которую надо решить. Надо вывести актёров из тени театров и добиться того, чтоб народные массы узнали актёров своего города в лицо, по именам, и по местам работы.

Первая попытка, которая теоретически могла бы к этому привести, но не привела, случилась недавно - в эпоху больших интернет-пенделей. За закрытость ведомства Жилкин надавал (любя) пенделей моей любимой Министрессе. Та срочно открыла блог себе. Созвала совещание, на котором произнесла пламенную речь, смысл которой сводился к: «Нуко быстро подорвались и завели себе «уютненькие»!!!» Директорствующая челядь козырнула, и жизнь Ведомства Ку буквально забурлила с ЖЖ. Особенно она бурлит в дни очередного нового поста в блоге самого Министерства Ку. Подведомственные учреждения в лице пресс-секретарей, директоров и прочих особ, облечённых доверием, бурно выражают очередной одобрямс. Очень логично, что в продолжении этой пендельной цепочки (Губер – Министр Ку – Начальники учреждений) мы могли бы получить блоги простых работников этих учреждений… Но нет.

С одной стороны можно этому порадоваться – ибо отказались, наверное, люди принимать участие под своими именами в добровольно-принудительном лизоблюдстве, а с другой стороны, можно опечалиться: видимо, этим людям нечего сказать в своём блоге, или не хочется, или не можется, или некогда, или персону свою под действительным именем светить не хочется, потому что ничего хорошего искренне они сказать о своём месте работы и ведомстве не могут…

В любом случае, интернет-сообщество не увидело явно ни одного блога конкретного актёра, или балеруна, или вокалиста. Актёрское сообщество так и осталось закрытым. Моста между зрителем и артистом не существует. Не существует диалога. Не существует возможности добровольного избрания себе сценического кумира.

Нужно сделать так, чтоб актёр – конкретный актёр - вышел на свет  божий. Чтоб он предстал пред общественностью как отдельная личность из этого театрального мира. Ведь некоторые из них ещё режиссируют, кто то, как Александра Костина, бард, Сергей Кичигин тоже там креативит какие-то независимые монопостановки. Мы должны знать конкретных людей, имена, разные аспекты их личности, жизни. Эти люди должны быть не массой «актёры астраханских театров», а конкретными персонажами. В газетах должны регулярно появляться статьи о каком-то конкретном человеке, а не о постановке, в которой он занят. И вовсе не обязательно, что эти статьи должны быть приурочены только к их юбилею. Тоже самое о ТВ-передачах: конкретная личность, биография, творческий путь. Надо дать им возможность говорить вне сцены, тем более что на сцене они говорят или поют чужие слова, играют чужие ноты, танцуют чужую сценографию.

Сверхцель – та же, что и в первом пункте – народ должен ходить не столько на спектакль, сколько на имя.  Потенциальный зритель должен узнать и полюбить конкретного актёра  и идти на оперу, или спектакль только потому, или в том числе, потому, что там играет именно ОН – его выбранный кумир.

Министерству культуры надо как-то решать вопрос со своим присутствием в телевизоре. Я не знаю… или там как-то бабки клянчите у Жилкина, или спонсоров ищите, или наконец, объясните телевизионщикам, что ваше взаимодействие выгодно обеим сторонам – для них это время, заполненное оригинальным востребованным контентом, который кстати, давным-давно пора снимать самим, а в ТВ отдавать только видеофайл, ну а для вас - идеологическая и воспитательная работа по окультуриванию населения. Думайте. Я в конце концов у вас зарплату не получаю, так что давайте сами включайте мОзги (у кого есть). Делайте чо хотите, но в телевизоре вы должны присутствовать много, часто, и не только в малограмотных сюжетиках всяких там ТЫГЫДЫМ-ТИВИ, но и в совершенно автономных телепроектах.

Вот вам пример того, насколько большую роль играет в развитии культуры телевиденье.

Ответьте на вопросы:
1) кто такой Цискаридзе?
2) где он работает?
3) Вы были хотя бы на одном спектакле?
4) Тогда откуда вы его знаете?
5)Если вам предложат на выбор пойти на спектакль с его участием или на спектакль без его участия, вы на какой спектакль пойдёте?

И всё встаёт на свои места….

Поэтому надо рассказывать об отдельных людях из актёрской среды. Писать статьи, снимать программы, заставить, убедить их выйти в интернет под своими именами. Всячески их пиарить как актёров. Надо ввести информацию о этих людях в информационную среду нетеатралов. Иначе говоря, надо знакомить широкие массы с каждым артистом персонально, так, чтобы простой человек, не имевший отношения к театру, запомнил и выучил имя артиста раньше, чем пойдёт на его спектакль.

Не жмитесь (в том числе блоггеры), рассказывайте об актёрах. Они этого заслуживают. Артисты вообще - это очень смелые люди – будь они актёры, танцоры или музыканты. Им хватило смелости жить так, как им боженька прописал. Они не побоялись жить не так как все, при том, что искусство актёра есть искусство неблагодарное, ибо существует оно только в момент его существования на сцене.

Рассказывайте не о театре вообще, а о конкретных людях со сцены. Ибо все они – это наша культура. И другой культуры у нас нет. И выбора у нас нет. Либо мы БУДЕМ ЗНАТЬ НАШИХ актёров, либо чужие дяди и тёти будут занимать место в нашей голове.


В-третьих: надо сохранять театральное наследие.

По крупицам, по афишам, по воспоминаниям и артефактам надо не только восстановить весь период существования в Астрахани такого явления как театр, но и позиционировать город как город с длинной театральной историей. Как можно чаще и где только можно.

Я тут удержусь от лекции на тему «История театра в Астрахани», скажу только, что на сегодня эта тема настолько поверхностно отражена в открытых источниках,  что до сих пор не существует однозначного понимания, где именно в Театральном переулке находился первый известный астраханский театр. Я сам видел, как в одном из сюжетов по ТВ девушка (и эта девушка не Таркова) убедительно рассказывала, что театр находился в здании, существовавшем на месте дома, в котором нынче находится стоматологическая поликлиника. Нет, ребяты! Это нихуя не так!!! Углёвский театр находился на месте конструктивистских домов на перекрёстке театрального переулка с улицей Халтурина. По адресу «Театральный пер. 2 - Ахматовская 8». В доме, на первом этаже которого нынче молочный магазин Миши Нестерова (Миша, с тебя коробка ряженки).

На самом деле почти нигде не упоминается, что наряду с этим театром существовал ещё один, и хотя его тоже в архивных источниках называют театром, скорее всего он был чем -то вроде кабаре или варьете, ибо базировался в одной из гостиниц…. Блять, обещал же не читать исторические лекции!!!!!!!!!!...........

Кароче, во-первых, надо раскопать в закрытых источниках вообще всю информации о театрах, всех кто был с ними так или иначе связан, о репертуаре, о скандалах и драмах, о гастролировавших актёрах и эвакуированных во время войны труппах, обо всех, начиная с первых упоминаний и заканчивая 2012 годом. И этот объем информации должен быть неограничен никакими размерами. Дальше – всё очень логично. На базе этого информационного максимума, откопанного в архивах, надо делать программы,  статьи, книги, Юбилейные мероприятия и т.д., в которых будет ПОСТОЯННО рассказываться, какая у нас, оказывается, богатая театральная история и сколько великого народу у нас перебывало. (Правда, отзывы о Астрахани этого великого народа цитировать вовсе не обязательно. Шаляпин, сам казёл!)

Надо таким образом подавать эту информацию, чтоб народ просто охреневал от недоумения, почему ж тогда Малый и Большой театры построили в Москве, а не у нас. Затем, либо на базе одного из театров, либо на отдельной площади, надо сделать полноценный и подробнейший музей театра в Астрахани… но о ведомственных и новых музеях я расскажу попожже в разделе об Экспозиционной отрасли.

Но помимо розыска старой информации надо большущую работу посвятить сохранению текущих событий. В первую очередь, это съемка на видео всех спектаклей всех театров. Это должна быть съемка не просто типо камерами наблюдения, когда поставили один общий план и все 2 с половиной часа этот общий план не меняется, а где-то в глубине его суетятся мелкие актёры. Это должна быть постановочная работа, типо советского телетеатра, когда спектакль  снимается так, чтоб его было удобно смотреть по телевизору. Нет разницы, будет ли это спектакль драматического, кукольного, или музыкального театра.

Было бы замечательно, если бы специально для этого были восстановлены старые спектакли, уже снятые с репертуара. Но текущие надо снять обязательно.

Как только спектакль снимается с репертуара, он сразу появляется в видеоверсии в сети на сайте соответствующего театра и на торренттрекерах в смотрибельном качестве. Если вдруг случится чудо, и у нас появится какой-нибудь местный канал, уделяющий больше места культурной жизни астрахани, и проявляющий живой интерес к данным спектаклям, их сразу же надо на этот канал втюхивать!

Дело в том, что всё описываемое уже было в нашем городе в хмурые тоталитарные и бесчеловечные советские времена. И спектакли тогда транслировали и кажется даже снимали на плёнку. Здесь надо совместно с ТВ провести изыскательские работы и проверить, не остались ли они в архивах. Проблема в том, что тогда в целях экономии ресурсов многие материалы размагничивались с видеопленки и смывались с киноплёнки. Вызвано это было вовсе не цензурой или какими-либо идеологическими аспектами, а именно экономией. Целлулоидную основу киноплёнок отправляли на обратно на фабрику, там наносился новый эмульсионный слой и плёнка опять шла в оборот.

И ещё раз: по крупицам, по деталям надо не только восстанавливать историю театра в Астрахани – её точно также надо сохранять и фиксировать. Это – наш багаж, потенциал, который будет использоваться на благо популяризации Астрахани, как города с большими и длительными театральными традициями. Подчеркну, что говоря о театре, я имею в виду не конкретно какой-то театр – драматический или музыкальный. Я имею в виду вообще все ипостаси такого явления, как сценическое искусство за всё время его существования в нашем городе.

…………………………………………………………………….

Таким образом, вот эти три пункта должны быть реализованы в первую очередь. Что предпринимать дальше – это покажет время и текущее уже на тот момент положение дел. Но сейчас не хватает именно этих аспектов комплексного подхода в раскрутке театра среди неискушённого зрителя.

Если не будет происходить эта целенаправленная, многоступенчатая, детально продуманная маркетинговая работа, театр по-прежнему будет оставаться чуждым для большинства населения культурным явлением, которого как минимум интуитивно будут опасаться люди, никак ранее к нему не причастные. А значит, трудно будет от них ожидать интереса к этой сфере, посещения самих театральных объектов, то есть, фактически финансовых вливаний в бюджет театра, которые должны стать основной статьёй дохода   всех театральных организаций.

Театр должен давать зрителю то, что он не может скачать в интернете или купить на диске. Зритель – неискушённый зритель – только став постоянным посетителем, может понимать цинус живой музыки, живого голоса. Убедить его в достоинстве живого звучания можно только на практике. Никакие увещевания не дадут нужного эффекта, кроме непосредственного присутствия в момент представления.

Надо создать театральный ажиотаж. Повышенный спрос. Дефицит на места в партере, бельэтаже и на галёрке. Надо, чтобы в городе появились спекулянты театральными билетами. Надо, чтобы билеты на спектакль раскупались на месяц вперёд. Не распродавались! А  раскупались. Ясна разница?

Если этого не произойдёт, финансирование театров будет лежать только на плечах бюджета, а следовательно, благосостояние и даже существование как отдельного театра, так и всей этой сферы будет зависеть от общего положения экономики в стране, от финансирования из единственного источника, от одной корзины, в которую, следуя народной пословице, не надо класть все яйца.

Но сегодня можно с уверенностью констатировать, что никакого преимущества пред прочими культурными сферами у театральной сферы нет. Нет именно ввиду того, что народ в театры пытаются завлечь только тем, что этот самый неподготовленный народ вполне может получить бесплатно из телевизора, радиоприёмника или интернета. На данный момент времени в области сценических искусств, вполне возможно обеспечить достаточное количество ШОУ, но совершенно, абсолютно нет и признака БИЗНЕСА. А органичная совокупность этих двух понятий и есть успех, в первую очередь коммерческий.

Можно бы было тут воззвать к сознательности как директоров телевизионных каналов, так и отдельных журналистов и создателей программ, с тем, чтобы они сами инициировали создание программ по вышеприведённым темам и схемам, но простите, я ни минуты не верю в сознательность оных персон, их мудрость как радетелей за культуру, и следовательно, не верю в хоть сколько-то возможный эффект от такого обращения.

Следующая отрасль которую я предлагаю рассмотреть – Букинистическая.




(Продолжение следует)